Актуальные вопросы начального общего образования

Усенкова И. В. Выбор подходов для эффективной подготовки учащихся к решению заданий повышенного уровня сложности. Обзор первой части заданий

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


(Практикум по решению заданий ОГЭ по обществознанию)

В перечене основного государственного экзамена два предмета по выбору для выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. Как показала практика экзамен по обществознанию среди учащихся самый востребованный и массовый.
В связи с этим подготовка к ОГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:
- первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, работают с тестами, проблемными и творческими заданиями;
- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;
- третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий измерительных материалов предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др.
Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность, которые позволяют проверить одни и те же, или сходные умения на различных элементах содержания, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25.
В этих заданиях ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Одним из эффективных приёмов работы с учащимися по подготовке к выполнению заданий 21-25 ОГЭ является Практикум.
Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ОГЭ, направленные, в том числе, и на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ОГЭ того или иного типа. После того как учащиеся в отведенное время выполняют письменное задание (задания 21-25 части 1), один или два учащихся (для взаимопроверки) выходят к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающим.
Например:
Задание № 25. Установление фактов и мнений
Факты
•       Предложение, которое говорит о явлении, которое уже произошло или происходит в настоящее время, отражает факты;
•       Предложение, выражающее мнение не авторов текста, а каких-то других людей, отражает факт.
 В настоящее время в мире, по мнению ученых, существуют следующие типы экономических систем: рыночная, командно-административная (централизованная) и смешанная.
1.        Мнение ученых (не авторов текста!).
То, что происходит в настоящее время.
•       В большинстве современных государств имеет место рыночная экономика.
•       То, что происходит в настоящее время.
 Мнения
•       Предложения, которые содержат речевые обороты «вероятно», «по нашему мнению», «считаем что» и т.п. выражают мнения авторов текста.
•       Однако наиболее эффективной является смешанная экономическая система, сочетающая положительные черты рыночной и централизованной экономик.
Точка зрения автора текста.
Задания №21 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и отличия.
Перечисление 1.

21.1. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты от­личия понятий «общество» и «природа». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1. в широком смысле это весь материальный мир
2. это естественные условия обитания человека
3. это окружающая человека среда
4. это совокупность всех людей
Черты сходства Черты отличия
 1 3 2 4

Перечисление 2.
 
21.2. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия простых и сложных типов общества. Выберите и запишите в пер­вую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вто­рую колонку — порядковые номера черт отличия.
1. часть материального мира, обособившаяся от природы
2. нет государственного аппарата
3.отсутствует социальное расслоение этап в историческом развитии конкретного народа Черты сходства Черты отличия
 1 4 2 3

Перечисление 3.

21.3. В приведенном списке перечислены черты традиционного обще­ства и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного обще­ства, а во вторую колонку — порядковые номера черт индустри­ального общества.
1. передача знаний непосредственно от стариков к молодежи
2.развитие сети образовательных учреждений
3. господство религии
4. бурное развитие науки

Черты традиционного общества

Черты индустриального общества

1 3

 2 4


Перечисление 4.

21.4. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты от­личия моральных и религиозных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1. выполняют функцию регулятора поведения человека
2. возникли до появления государства
3.основаны на мнении людей о правильном поведении
4.регулируют поведение людей, разделяющих определенные ве­рования
Черты сходства Черты отличия
 1 2 3 4

Перечисление 5.





21.5. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты от­личия понятий «народная культура» и «массовая культура». Вы­берите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номе­ра черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1.авторство произведений культуры не может быть установлено
2. произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3. широкий охват аудитории
4. возникла в связи с появлением СМИ
 Черты сходства Черты отличия
 2 3 1 4

Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями
Перечисление 6.




22.1 Установите соответствие между реформой, революцией и их ха­рактеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

А) изменения носят плав­ный характер
Б) частичное усовершенствование в отдельных об­ластях жизни общества
В) полное или комплексное изменение всех сторон жизни общества
Г) имеет скачкообразный характер

1)реформа

2) революция

 А Б В Г
 1 1 2 2


Перечисление 7.
 



22.2. Установите соответствие между общественными сферами и отно­шениями, которые они регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) работника и работодателя
Б) избирателя и кандидата в депутаты
В) лидера парламентской фракции и члена пар­тии
Г) покупателя и продавца

1) экономическая

2)политическая


 А Б В Г
 1 2 2 1

Задания 23 и 24 проверяют умения находить социальную информацию в различных источниках, анализировать ее данные и делать выводы
Перечисление 8.



22.3. Установите соответствие между статьями государственного бюд­жета и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

ПРИМЕРЫ

СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 А) прибыль от внешне­экономической деятельности
Б) стипендии студентов
В) акцизы
Г) пособие по безработице

1) расходная часть

2) доходная часть

 А Б В Г
 2 1 2 1


Перечисление 9.

24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
1. Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
2.Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией.
3. В стране целесообразно больше популяризировать науку и ее достижения.
4. Количество ученых в стране за последние годы сократилось.
5. Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Ответ: 13

Перечисление 10.
 В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
 Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
•       1) Равные доли опрошенных обеих стран считают, что для страны важнее всего развитие новых технологий.
•       2) Равные доли опрошенных страны Y считают, что для страны важнее всего развитие технологий и решение социальных проблем.
•       3) Доля тех, кто считает, что для страны важнее всего обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений, больше среди жителей страны Y, чем среди жителей страны Z.
•       4) Жители страны Z считают, что для страны развитие культуры, нравственное совершенствование общества важнее, чем обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений.
•       5) Большинство жителей страны Y затруднились ответить на поставленный вопрос.



Библиографический список:

1.        Аликина Г.И. Система подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию //http://karagaiedu.ru.
2.        Ганюшин М.Е «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию» // https://infourok.ru/statya-metodika-podgotovki-uchaschihsya-k-ege-i-oge-po-obschestvoznaniyu-381982.html.
3.        О.М. Мартыненко Элементы системы подготовки к ЕГЭ // Научный обозреватель № 7, 2011г. С.43.
4. Абсалямова, Г. А. Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности / Г. А. Абсалямова, Р. Р. Ильясова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52192/


2021