Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf
(Практикум по решению заданий ОГЭ по обществознанию)
В перечене основного государственного экзамена два предмета по выбору для выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. Как показала практика экзамен по обществознанию среди учащихся самый востребованный и массовый.В связи с этим подготовка к ОГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:
- первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, работают с тестами, проблемными и творческими заданиями;
- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;
- третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий измерительных материалов предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др.
Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность, которые позволяют проверить одни и те же, или сходные умения на различных элементах содержания, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25.
В этих заданиях ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Одним из эффективных приёмов работы с учащимися по подготовке к выполнению заданий 21-25 ОГЭ является Практикум.
Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ОГЭ, направленные, в том числе, и на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ОГЭ того или иного типа. После того как учащиеся в отведенное время выполняют письменное задание (задания 21-25 части 1), один или два учащихся (для взаимопроверки) выходят к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающим.
Например:
Задание № 25. Установление фактов и мнений
Факты
• Предложение, которое говорит о явлении, которое уже произошло или происходит в настоящее время, отражает факты;
• Предложение, выражающее мнение не авторов текста, а каких-то других людей, отражает факт.
В настоящее время в мире, по мнению ученых, существуют следующие типы экономических систем: рыночная, командно-административная (централизованная) и смешанная.
1. Мнение ученых (не авторов текста!).
То, что происходит в настоящее время.
• В большинстве современных государств имеет место рыночная экономика.
• То, что происходит в настоящее время.
Мнения
• Предложения, которые содержат речевые обороты «вероятно», «по нашему мнению», «считаем что» и т.п. выражают мнения авторов текста.
• Однако наиболее эффективной является смешанная экономическая система, сочетающая положительные черты рыночной и централизованной экономик.
Точка зрения автора текста.
Задания №21 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и отличия.
Перечисление 1.
21.1. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «общество» и «природа». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1. в широком смысле это весь материальный мир
2. это естественные условия обитания человека
3. это окружающая человека среда
4. это совокупность всех людей
Черты сходства Черты отличия
1 3 2 4
Перечисление 2.
21.2. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия простых и сложных типов общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1. часть материального мира, обособившаяся от природы
2. нет государственного аппарата
3.отсутствует социальное расслоение этап в историческом развитии конкретного народа Черты сходства Черты отличия
1 4 2 3
Перечисление 3.
21.3. В приведенном списке перечислены черты традиционного общества и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного общества, а во вторую колонку — порядковые номера черт индустриального общества.
1. передача знаний непосредственно от стариков к молодежи
2.развитие сети образовательных учреждений
3. господство религии
4. бурное развитие науки
Черты традиционного общества
Черты индустриального общества
1 3
2 4Перечисление 4.
21.4. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия моральных и религиозных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1. выполняют функцию регулятора поведения человека
2. возникли до появления государства
3.основаны на мнении людей о правильном поведении
4.регулируют поведение людей, разделяющих определенные верования
Черты сходства Черты отличия
1 2 3 4
Перечисление 5.
21.5. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «народная культура» и «массовая культура». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1.авторство произведений культуры не может быть установлено
2. произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3. широкий охват аудитории
4. возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства Черты отличия
2 3 1 4
Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями
Перечисление 6.
22.1 Установите соответствие между реформой, революцией и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВИДЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
А) изменения носят плавный характерБ) частичное усовершенствование в отдельных областях жизни общества
В) полное или комплексное изменение всех сторон жизни общества
Г) имеет скачкообразный характер
1)реформа
2) революция
А Б В Г1 1 2 2
Перечисление 7.
22.2. Установите соответствие между общественными сферами и отношениями, которые они регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ОТНОШЕНИЯ
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
А) работника и работодателяБ) избирателя и кандидата в депутаты
В) лидера парламентской фракции и члена партии
Г) покупателя и продавца
1) экономическая
2)политическая
А Б В Г
1 2 2 1
Задания 23 и 24 проверяют умения находить социальную информацию в различных источниках, анализировать ее данные и делать выводы
Перечисление 8.
22.3. Установите соответствие между статьями государственного бюджета и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ПРИМЕРЫ
СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
А) прибыль от внешнеэкономической деятельностиБ) стипендии студентов
В) акцизы
Г) пособие по безработице
1) расходная часть
2) доходная часть
А Б В Г2 1 2 1
Перечисление 9.
24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
1. Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
2.Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией.
3. В стране целесообразно больше популяризировать науку и ее достижения.
4. Количество ученых в стране за последние годы сократилось.
5. Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Ответ: 13
Перечисление 10.
В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
• 1) Равные доли опрошенных обеих стран считают, что для страны важнее всего развитие новых технологий.
• 2) Равные доли опрошенных страны Y считают, что для страны важнее всего развитие технологий и решение социальных проблем.
• 3) Доля тех, кто считает, что для страны важнее всего обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений, больше среди жителей страны Y, чем среди жителей страны Z.
• 4) Жители страны Z считают, что для страны развитие культуры, нравственное совершенствование общества важнее, чем обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений.
• 5) Большинство жителей страны Y затруднились ответить на поставленный вопрос.
Библиографический список:
1. Аликина Г.И. Система подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию //http://karagaiedu.ru.2. Ганюшин М.Е «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию» // https://infourok.ru/statya-metodika-podgotovki-uchaschihsya-k-ege-i-oge-po-obschestvoznaniyu-381982.html.
3. О.М. Мартыненко Элементы системы подготовки к ЕГЭ // Научный обозреватель № 7, 2011г. С.43.
4. Абсалямова, Г. А. Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности / Г. А. Абсалямова, Р. Р. Ильясова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52192/