Диалог – первичная по происхождению сложная форма социального взаимодействия, естественная среда для развития личности ребёнка, состоящая из цепи последовательных речевых реакций, реплик. Вопросы развития диалогической речи у детей изучались с разных точек зрения рядом учёных, таких как: Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинский и другие. Наиболее близким для меня является мнение М.М. Бахтина, который назвал «диалогические отношения универсальным явлением, пронизывающим всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни». Наблюдения показали, что у детей 2-5 лет выраженная потребность в самопрезентации, но вместе с тем имеются большие трудности в общении. Особенно это касается дошкольников с речевыми нарушениями. Таким образом, проблема диалогической речи остаётся одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как это во-первых: развитие коммуникативной функции речи, что является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых: диалог можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Работа по формированию навыков диалога начинается с началом посещения детьми детского сада. На каждом этапе к детям предъявляются соответствующие требования: начиная от задачи понимания речи окружающих и использования активной речи как средства общения и заканчивая спонтанным диалогом без руководства со стороны взрослого. Но первоначально важнее всего установить контакт, вызвать интерес к совместной деятельности, добиться продуктивного взаимодействия. Для привлечения и удержания внимания у детей, обеспечения их эмоционального комфорта используются следующие методы: -сюрпризные моменты в виде звучащих и движущихся игрушек -слуховые и зрительные эффекты ( музыка, звуки колокольчика и дудочки…, пение, шёпот, свет фонарика, светящаяся волшебная палочка и др.) -событийность (выполнение различных действий на глазах детей) -использование элементов костюма у детей и взрослых В процессе усвоения диалогического общения дети нуждаются в постоянном руководстве взрослых. Прежде всего, это выражается в создании определённых условий, то есть материальной и нематериальной среды. Так материальная среда в групповых помещениях представлена доступными для детей предметами ряжения, дидактическими настольными играми и образными игрушками, масками-шапочками и нагрудниками для инсценировок и т.д. Этими предметами наполнен не только уголок театрализованной деятельности, но и другие уголки группы. К нематериальной среде относится создание специальных ситуаций для формирования диалогической речи в повседневной жизни, в НОД и СД. Работа по формированию диалогической речи у детей проводилась последовательно и целенаправленно. Для обеспечения непрерывности процесса обучения был разработан перспективный план. Упражнения подбирались по принципу от простого к сложному, позволяя детям постепенно овладевать навыками диалогического общения. При организации работы прибегали к следующим приёмам. Начиная обучение, использовали метод беседы при рассмотрении игрушек, чтение художественной литературы, а также заучивание коротких фольклорных диалогов типа «Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка», «Киска» и др. Особое внимание уделяли пониманию речи, для решения этой задачи использовали игры типа: «Где же наши детки?», «Кто у нас хороший?» и т.д. В итоге удалось увеличить у детей активный словарь, вызвать простую фразу. Значительно повысилась речевая активность, которая побуждала к общению с окружающими. Учитывая, что игра является наиболее доступной живой формой диалога для детей, наряду с диалогами вокруг интересных живых предметов, проводили игры «Светофор», «Телефон» и др. В свои занятия я так же включала элементы игр-драмматизаций, что способствовало совершенствованию эмоциональности и выразительности речи детей, обогащению их словаря, активизации речевой деятельности в целом. Обучая диалогу, мы ставили перед собой цель приучать детей охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, уделяя большое внимание качеству ответов детей. Постепенно приучали детей к правилам участия в коллективных беседах, когда обмениваться репликами нужно по - очереди, отвечать на вопросы, когда спрашивают; внимательно слушать ответы товарищей. Всё это, безусловно, окажется очень полезным позднее при обучении в школе. Вся проделанная работа позволила перейти к этапу обучения детей умению формулировать и задавать вопросы, заучиванию коротких стихотворных диалогов типа «Волк и лиса», «Разговор лягушек». Особое внимание уделялось умению отвечать на один и тот же вопрос по-разному; формулировать и задавать вопросы, не выходя за рамки темы обсуждения. Для этой цели использовали игры «Скажи по-другому», «Магазин», а так же беседы по картине. Всячески способствовали переносу полученных детьми в ходе специального обучения умений в самостоятельную деятельность. Важно научить детей сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого собеседника (или собеседников); не копировать образец взрослого, а составлять своё связное высказывание по теме диалога. Сформировав достаточные навыки и значительно расширив словарь детей, мы ставили новые задачи обучения: -умение поддерживать беседу о вещах, не находящихся в поле зрения, прочитанных книгах, просмотренных передачах -общение в специально подготовленных проблемных ситуациях и играх типа «Автобус», «Магазин», «Спроси меня», «Что я загадала?» Особое место выделяя диалогам, возникающим по инициативе самих детей. Таким образом, произошёл переход от специально подготовленного диалога из мира вещей к спонтанному диалогу в мире образов и слов и с помощью слов. Проводимая работа определённо даёт положительные результаты. Воспитанники неплохо овладевают навыками диалога. О чём свидетельствуют данные диагностики. При оценке уровня сформированности умения вести диалог, ориентируюсь на следующие критерии: -умение ответить на вопрос собеседника и задать свой -умение распределить внимание между слушанием собеседника и подготовкой собственной реплики -умение выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие или несогласие, приветствие, благодарность. Библиографический список 1. Бизикова О.А. "Развитие диалогической речи в игре" /Бизикова О.А. - М.: Скрипторий 2003. - 2008. 2. Чулкова А.В. "Формирование диалога у дошкольников"/Чулкова А.В. - Р-на-Д.: Феникс. - 2008. ms.shahvatova@mail.ru, +7(910)-136-50-89