Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кильметова Г. З. Инновационные технологии в системе дошкольного, школьного и инклюзивного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Аннотация. В данной статье исследуются педагогические инновации в системе дошкольного, школьного и инклюзивного образования на основе современных информационных ресурсов, с помощью которых идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в учебных заведениях разного уровня. Кроме того делается вывод о положительном влиянии такого образования на детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющими возможности посещать образовательное учреждение по состоянию физического или психического здоровья.
Ключевые слова: педагогические инновации, передовой педагогический опыт, электронные ресурсы, электронные платформы, дистанционное обучение, информационные технологии, международная система обучения, инновационный процесс, педагогическая система, инклюзивное обучение.
В современной российской системе образования грядут грандиозные преобразования, направленные на качественно новый уровень обучения с применением самых последних информационных достижений с целью повышения её конкурентоспособности с международной системой обучения, обеспечения наибольшего соответствия требованиям, ожиданиям личности, общества, государства.
Наиболее заметными в Российском образовании из новейших педагогических практик являются следующие: открытое социальное обучение; учебные проекты на основе анализа; перевёрнутый класс; метаучёба; динамическое оценивание; событийное образование; пороговые знания; бриколлаж.
Открытое социальное обучение опирается на применение современных электронных форм обучения, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни в связи с переходом образовательных организаций на дистанционную форму обучения.
Инновационные технологии и практики в первую очередь касаются системы дошкольного обучения, так как именно на этом уровне происходит раскрытие имеющихся способностей и еще не открывшихся талантов ребенка. Развитие дошкольного образования неразрывно связано с процессом внедрения современных информационных технологий. Новейшие педагогические технологии дошкольного обучения и воспитания отличаются разносторонностью, своеобразием, творческой наполненностью.
К инновационным технологиям, применяемым в дошкольных учреждениях, относятся:
-         здоровьесберегающие
-         технологии проектной деятельности
-         технологии исследовательской деятельности
-         развивающие технологии
-         коррекционные технологии
-         информационно- коммуникационные технологии
-         личностно-ориентированные технологии
-         игровые технологии.
Внедрение инновационных технологий в работу дошкольных учреждений является важным условием развития всей системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность не обошла стороной и школьное образование, в котором она создаёт качественно новое образовательное пространство. Здесь целью инновационной работы является создание комфортных условий для качественного развития и функционирования образовательного учреждения, повышение уровня квалификации и информационно - коммуникативной компетентности педагогов школы, развитие способностей одаренных обучающихся.[6, с.32]
Инновационная работа в школе сегодня направлена на организацию интеллектуально – творческой работы учителей, учащихся, работу над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Современная школа сегодня ориентирована на:
-         организацию и сохранение преемственности между детским садом, начальным звеном и средней школой;
-         предпрофильную подготовку учащихся 5-9 классов;
-         профильное обучение в 10-11классах;
-         активную апробацию новых учебно- методических комплектов;
-         применение современных образовательных технологий, электронных ресурсов и платформ для обучения;
-         организацию инклюзивного образования, создание доступной среды для каждого ученика, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для педагогических работников созданы цифровые платформы, электронные ресурсы, интерактивные тетради, онлайн-школы, которые существенно облегчают образовательную деятельность в период дистанционного обучения.
Как учащиеся, так и учителя образовательных школ, имеют возможность, не выходя из дома вести непрерывный процесс обучения. Особую роль электронные кейсы играют в образовательном процессе учащихся с особыми возможностями здоровья, которые в силу своих заболеваний не имеют возможности посещать образовательные учреждения, но желают быть частью учебного процесса.
Общественные деятели и педагоги сходятся во мнении, что инклюзивное образование - одна из основных задач страны. Это необходимое условие для создания интегративного общества, в котором каждый может чувствовать личную ответственность и актуальность своих действий. Поэтому задача состоит современной школы в том, чтобы дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, принести пользу обществу и стать его полноправным членом.[1, с.242]
Это требует другого подхода к организации образования, то есть реформирования школ, перепланировки помещений и развития образовательных технологий, чтобы они отвечали потребностям и требованиям всех детей без исключения, чтобы все ученики успешно присоединялись к своим сверстникам в школах. [2, с.2]
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы, на которой базируются идеи и концепции инклюзивного образования, можно сделать следующие выводы:
Формирование инклюзивной культуры подразумевает образовательный процесс, обеспечивающий активное включение детей с ограниченными возможностями в образовательную жизнь.
Развитие инклюзивных практик неразрывно связано с формированием инклюзивной культуры образовательной организации, связанной с построением глубоких взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Расширение инклюзивного образования имеет положительные образовательные эффекты как для детей с ограниченными возможностями, так и для их типичных многообещающих сверстников, что способствует созданию атмосферы терпимости и сотрудничества. Только путь социальной трансформации может привести к формированию независимой активной личности с ограниченными возможностями.
Мы живем в период быстрой смены форм обучения. Мы поставлены в условия, когда наши дети часто опережают нас в освоении некоторых электронных ресурсов. Поэтому сегодня для учителя самообразование и внедрение в практику передовых методик, использование электронных образовательных ресурсов являются главной целью. Современный урок невозможно провести без использования электронных образовательных ресурсов. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность школьникам для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности, позволяют по-новому организовать подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ и ГИА.

Список литературы

1. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л.В. Голубева. - М.: Учитель, 2011. - 390 c.
2. Егоров Пантелеймон Инклюзивное образование людей с особыми образовательными потребностями / Пантелеймон Егоров. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 268 c.
3. Михальчи Е. В. Инклюзивное образование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Екатерина Владимировна Михальчи. - М.: Юрайт, 2017. - 944 c.
4.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность -М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
5.Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева/ -М: Учитель, 2004. -78 с.
6.Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева/Инновации в образовании. - 2005.-№3. – 79 с.
2021