Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Неклюдова А. В. Активные методы обучения как способ формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Наиболее ёмкие понятия, отражающие единство обучения, воспитания и развития - это понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования основаны на формировании общих и профессиональных компетенций, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
Общество и государство поставило перед учреждениями СПО серьезную задачу подготовки выпускников, которые не только могут ориентироваться в профессиональной деятельности, но и преобразовывать, совершенствовать ее. Таким образом, применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций» необходимо для выполнения социального заказа общества в развитии творческих, интеллектуальных способностей обучающихся и, в конечном итоге, для удовлетворения потребностей современного рынка труда в профессионально компетентных выпускниках.
Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются:
- целенаправленная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Интерактивный метод («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе познавательной деятельности. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
На мой взгляд, классификация, изложенная в таблице 1, отличается более четкой терминологией, признаками и целями подразделения АМО, что особенно важно для обмена идеями в профессиональной среде и разработки соответствующего методического обеспечения.

Таблица 1

НЕИМИТАЦИОННЫЕ

ИМИТАЦИОННЫЕ

НЕИГРОВЫЕ

ИГРОВЫЕ

Проблемные лекции
Проблемные семинары
Тематические дискуссии
Мозговая атака (штурм, эстафета)
МАСТАК-технология
Групповая консультация
Педагогические игровые упражнения
Презентации
Олимпиада
Научно-практическая конференция
Имитационные упражнения
Групповой тренинг
Индивидуальный тренаж
-учебный тренажер
-автоматизированные
-обучающие системы (АОС)
Ситуационные методы
- кейс-технологии
- анализ конкретных ситуаций
Разыгрывание ролей
Деловые игры
Игровое проектирование
Игровое занятие на машинных моделях
В своей педагогической практике мною используются активные и интерактивные методы обучения. По всем дисциплинам используется такая форма организации учебного занятия как текущая лекция с визуализацией, сопровождаемая выбором и решением разноуровневых задач. Новый материал предложен в виде презентации в программе PowerPoint. Таким образом, студенты получают наглядное представление терминов, схем и формул, что позволяет преподавателю экономить время на запись конспекта. Освоение теоретического материала должно сопровождаться формированием соответствующих практических навыков. Для этого студентам предлагается решить задачу по только что пройденному вопросу.
В любой группе студенты отличаются способностями воспринимать, запоминать и анализировать предложенную информацию. Выбранную для проведения учебного занятия группу условно можно поделить на 3 подгруппы. В первую подгруппу входят наиболее активные студенты с высоким уровнем знаний, способных к самостоятельной работе, легко справляющихся со сложными заданиями, требующими гибкого подхода и нестандартного мышления. Во вторую подгруппу вошли студенты со среднем уровнем подготовки, справляющихся с типичными заданиям, проявляющие небольшую активность на уроке. К третьей группе относятся неактивные студенты, избегающие самостоятельной работы, для усвоения нового материала им требуется двух-трех кратное его повторение.
В связи с этим была выбрана презентация как форма изучения нового материала. Работа со слайдами позволяет легко вернуться к вопросам, вызвавшим затруднения и еще раз повторить изученное. Кроме того, в процессе изучения новой темы, для контроля за степенью ее усвоения, студентам предлагается выбрать и решить "задачу по силам" (т.е. выполнить разноуровневые задания на оценку "3", "4", "5"). В конце занятия обучающимся предлагается подвести итог успехов и неудач в ходе выполнения работы. Рефлексия проводится по методу Эдварда де Боно «6 шляп мышления». Это простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации.
Следующее занятие проводилась с использованием коллективной мыслительной деятельности по дисциплине «Экономика». Для изучения темы «Семейный бюджет» использовалась такой интерактивный метод как викторина. Цели учебного занятия: углубить и закрепить знания студентов по теме: "Семейный бюджет»; научить проводить анализ, синтез, обобщение; внимательно слушать ответы своих товарищей и работать в сотрудничестве; доказывать свою точку зрения и формулировать выводы. В связи с этим была выбрана групповая форма урока, которая позволяет, так или иначе, вовлечь в учебных процесс всех членов группы. Создание атмосферы соперничества вызывает живой интерес к обсуждаемым вопросам и является дополнительным стимулом к активной работе.
Проведение викторины предусматривает предварительное деление группы на 3 команды, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности. Команды получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей команды и его выполнение либо невыполнение засчитывается одинаково для всех членов команды. В начале урока, для мыслительного и эмоционального настроя студентов проводится разминка. Студенты должны дать определение терминов, знание которых понадобится в следующем конкурсе. Выполнение данной работы предлагается более слабым студентам. За каждый правильный ответ команды получают рублики. С целью проверки домашнего задания проводится конкурс "заморочки на листочке". Участники команд должны за 2 минуты классифицировать виды семейных доходов и расходов. По окончании выполнения задания преподаватель собирает листы и передает их жюри. Критерии оценок сообщаются заранее (9-10 правильных ответов – "отлично", 7-8 – "хорошо", 5-6 – "удовлетворительно", менее 5-ти правильных ответов – "неудовлетворительно"). Команды получают баллы (жетоны), согласно выставленной оценки Данная форма опроса позволяет не только проверить имеющиеся знания, но и выяснить их прикладной характер.
Следующий конкурс – "Узнай неведомое". Новый материал предложен в виде презентаций в программе PowerPoint, которые по желанию готовят "специалисты" из каждой команды. Так студенты получают четкое и наглядное представление о структуре семейного бюджета, а преподаватель экономит время на запись конспекта. Выполнение учащимися опережающего задания поощряется оценкой, команда же получает соответствующее количество рубликов.
С целью обобщения и закрепления пройденного материала предлагается конкурс капитанов. За правильный ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй – 2 балла, а с третьей – 1 балл. Его использование дает возможность ребятам в игровой форме проверить, как они усвоили новую тему, а для преподавателя – выявить вопросы, требующие повторного рассмотрения.
Освоение теоретического материала должно сопровождаться формированием соответствующих практических навыков. Для закрепления изученной темы командам предлагается в течение 5-ти минут решить проблемную задачу и ответить на предложенные вопросы. Затем любой участник выходит к доске и комментирует результаты работы над практической ситуацией. В конце викторины подводятся итоги, называется команда - победитель и выставляются оценки за работу.
Данные методики позволяют студентам в течение урока продемонстрировать знание предыдущих тем, как в устном, так и в письменном ответе, умение работать с дополнительными источниками информации; дает возможность успешно освоить новый материал, определить и проверить собственный уровень остаточных знаний; проявить активность при закреплении пройденного материала. Работа в командах несет и некоторый воспитательный элемент: "лидером" оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый студент.
Занятие по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» также проводилось с использованием различных активных методов обучения. Обучающимся предлагалось принять участие в викторине, состоящей из следующих конкурсов:
1. «Найди пару» (терминологическая разминка). В задание нужно сопоставить термину его определение;
2. "Узнай больше» (устный опрос по самостоятельно изученному материалу) По картинке на слайде студенты называют мировую валюту и страну обращения. Преподаватель дополняет их ответ новой информацией;
3. «Лучший трейдер» (решение задач) С использованием презентации объяснятся материал «Понятие, значение и расчет валютного кросс-курса». Команды получают листы с задачами. На каждую из 4-х задач отводится 5 минут. Капитан выполняет работу на листе, остальные участники работают в тетрадях. Задание допускает совещание команды и сверку ответов. После выполнения каждого задания решение выводится на экран, и выставляются баллы.
Также при чтении темы «Банки и банковская деятельность» используется метод лекции-беседы. Целью данного занятия было активизировать мышление обучающихся с помощью задаваемых вопросов, чтобы те самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важность обсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятия материала. Научить владеть устной речью.
В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения обучающихся в процесс познания. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия, обучающиеся чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную информацию. Вопросы во время лекции задавались таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся к наиболее важным аспектам темы, активизировать знания, полученные ранее, научить их видеть взаимосвязь между учебными предметами.
В начале лекции на задаваемые вопросы обучающиеся отвечали неуверенно, с недоумением, боясь ошибиться. Так, например, студентка Анастасия Г. на поставленный вопрос ответила: «У нас сейчас не практическое занятие, а лекция». Это показывает, что обучающиеся не привыкли к ведению диалога на лекционных занятиях т. к. чаще всего идет монологическое изложение, а даже если и задаются вопросы, то преподаватель обычно сам же на них и отвечает. После того как было объяснено, что существуют различные формы организации лекционных занятий, обучающиеся постепенно приняли такую форму изложения учебного материала, стали более активны, не боялись высказать свою точку зрения, шли на взаимодействие с преподавателем. Такая форма проведения занятия им понравилась, вызвала положительную эмоциональную реакцию к принятию учебного материала. Что указывает на то, что цель, поставленная мной перед началом занятия, была достигнута.
Подобным образом при формировании общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» поводится научно-практическая конференция, где обучающиеся представляют и защищают предварительно выполненные исследовательские работы (проекты бизнес - планов). Данный вид деятельности является общеобязательным в рамках учебного процесса. Это позволяет развить познавательную активность студента, применить знания и умения, полученные на лекционных и практических занятиях.
При формировании компетенций по дисциплине «Рынок ценных бумаг» проводится занятие, направленное на решение ситуационных задач по теме «Фондовая биржа». Анализ ситуаций проводится с распределением ролей – участников фондовой биржи (брокер, дилер). Такой метод делает освоение материала более понятым, доступным и «живым», то есть приближенным к реалиям жизни.
Рекомендации по использованию АМО:
• Выбирая метод обучения, преподаватель должен учитывать время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности студента.
• Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.
• Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
• При выборе групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.
• Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в учебное занятие.
• Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении преподавателя и обучающихся, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Библиографический список

1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. – СПб.: Образование, 2019.
2. Бухгалтерский учет: деловые игры: Учеб. Пособие /Под ред. Н. А. Каморджановой. – М.: Эксмо, 2018.
3. Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ, 2018.

2022