Библиографическое описание:
Преснякова С.С. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы организации различных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиске ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме.
Во ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Сейчас педагоги могут создать систему условий, обеспечивающую развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Целенаправленно организованные виды детской деятельности играют большую роль в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
В своей работе я создаю условия для развития познавательного интереса у дошкольников:
- актуальность и новизна содержания обучения;
- раскрытие значимости знаний;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- использование сравнения и аналогии;
- эффект парадоксальности, удивления;
- использование произведений искусства и литературы;
- учебные дискуссии;
- познавательные игры;
- применение компьютеров.
Познавательный интерес является важнейшей составляющей развития личности человека. В интеллектуальной деятельности, которая протекает под влиянием познавательного интереса, можно выделить: активный поиск информации, догадку, исследовательский подход, готовность к решению задачи. Существует также эмоциональное проявление познавательного интереса: эмоции, удивление, чувство ожидания нового, чувство радости от достижения, чувство успеха и др.
Содержание познавательного развития детей предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме.
Большую роль в развитии познавательного интереса детей является опытно-экспериментальная деятельность. Она охватывает следующие направления:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, наблюдение за растениями, животными);
- неживая природа (вода, воздух, почва, солнце).
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предположений.
4. Обсуждение увиденных и полученных результатов.
5. Выводы.
Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Немаловажное значение в развитии детской опытно– экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В уголке экспериментирования рекомендуется иметь:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема (пластиковые стаканы, бутылочки, миски и т. п.);
- мерные ложки, мерная кружка;
- воронки;
- резиновые груши разного размера;
- формочки для изготовления льда;
- шприцы без иголок;
- пластиковые гибкие трубочки, соломка для коктейля, пипетки;
- растворимые продукты соль, сахар;
- природный материал: камешки, песок, глина, ракушки, шишки, семена;
- увеличительное стекло, бумага.
В разных видах игр развивается у детей познавательный интерес.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Игры-эксперименты очень эффективны в решении познавательно- речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников, так как дети имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы, добиваться результата.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого- педагогические условия поддержания познавательной активности детей: опора на природную детскую любознательность; поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; обогащение предметно-пространственной среды.
Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
Литература:
1. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. 2009. № 5.
2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. 2006. -№ 1.
3. Диагностика развития познавательной сферы детей шестилетнего возраста: Методические разработки для воспитателей, методистов, консультантов/ВГПИ: Сост. Ильчива Н.И., Колмогорова Л.С. -В.: 2009.
Преснякова С.С. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы организации различных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиске ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме.
Во ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Сейчас педагоги могут создать систему условий, обеспечивающую развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Целенаправленно организованные виды детской деятельности играют большую роль в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
В своей работе я создаю условия для развития познавательного интереса у дошкольников:
- актуальность и новизна содержания обучения;
- раскрытие значимости знаний;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- использование сравнения и аналогии;
- эффект парадоксальности, удивления;
- использование произведений искусства и литературы;
- учебные дискуссии;
- познавательные игры;
- применение компьютеров.
Познавательный интерес является важнейшей составляющей развития личности человека. В интеллектуальной деятельности, которая протекает под влиянием познавательного интереса, можно выделить: активный поиск информации, догадку, исследовательский подход, готовность к решению задачи. Существует также эмоциональное проявление познавательного интереса: эмоции, удивление, чувство ожидания нового, чувство радости от достижения, чувство успеха и др.
Содержание познавательного развития детей предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме.
Большую роль в развитии познавательного интереса детей является опытно-экспериментальная деятельность. Она охватывает следующие направления:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, наблюдение за растениями, животными);
- неживая природа (вода, воздух, почва, солнце).
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предположений.
4. Обсуждение увиденных и полученных результатов.
5. Выводы.
Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Немаловажное значение в развитии детской опытно– экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В уголке экспериментирования рекомендуется иметь:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема (пластиковые стаканы, бутылочки, миски и т. п.);
- мерные ложки, мерная кружка;
- воронки;
- резиновые груши разного размера;
- формочки для изготовления льда;
- шприцы без иголок;
- пластиковые гибкие трубочки, соломка для коктейля, пипетки;
- растворимые продукты соль, сахар;
- природный материал: камешки, песок, глина, ракушки, шишки, семена;
- увеличительное стекло, бумага.
В разных видах игр развивается у детей познавательный интерес.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Игры-эксперименты очень эффективны в решении познавательно- речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников, так как дети имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы, добиваться результата.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого- педагогические условия поддержания познавательной активности детей: опора на природную детскую любознательность; поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; обогащение предметно-пространственной среды.
Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
Литература:
1. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. 2009. № 5.
2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. 2006. -№ 1.
3. Диагностика развития познавательной сферы детей шестилетнего возраста: Методические разработки для воспитателей, методистов, консультантов/ВГПИ: Сост. Ильчива Н.И., Колмогорова Л.С. -В.: 2009.