Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья и психофизического здоровья воспитанников детских садов, воспитание культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые и будут предопределять здоровье и успешность дальнейшей жизни человека. В условиях ДОУ сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие технологии, используются технологии социально-психологического благополучия ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Сказкотерапия - один из методов реализации здоровьесберегающих технологий. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы со сказкой. Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов, способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, так как в сказке все можно. Потом этот выход можно использовать для себя. При работе со сказкой используются следующие методические приемы: · Рассказ сказки с позиции сказочного персонажа; · Отгадывание сюжета или персонажей; · Превращение в сказку любой жизненной истории; · Сочинение сказки экспромтом; Переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций. Медитативные сказки — помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть, почувствовать свое тело «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие сюжета, конфликтов и злых героев, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала. Для усиления этого эффекта обстановка в помещении должна быть комфортной, а голос читающего — мягким и спокойным. Арт-терапия– это направление, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека и общего развития. Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия, или «терапия творческим выражением». Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста. Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. К самому популярному виду арт-терапии можно отнести изотерапию – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями и с различным художественным материалом: глиной, пластилином, бумагой, соломой.
Рекомендации
Рекомендации родителям и педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка: • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку. • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению. • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств. • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям. • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей. • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей. • Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей. • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников. Библиографический список: 1. Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: Академия, 2012. – 336 с. 2. Т.В. Алейникова. Возрастная психофизиология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 288 с. 3. В.Г. Каменская. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: Форум, 2010. – 288 с. 4. Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: Академия, 2011. – 336 с.