Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Конради И.Ю. Повышение умственной работоспособности старшеклассников в учебном процессе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Здоровье школьников - одна из приоритетных проблем страны. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Обследования показали, что в последние годы число здоровых девушек – выпускниц составляет не более 6,3%. Почти треть юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, не способных освоить программу дневного среднего образования.
Известно, что одним из ведущих негативных состояний учащихся является синдром хронической усталости, который проявляется чрезмерной раздражительностью, нарушением аппетита и сна, повышенной заболеваемостью, низкой работоспособностью и постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование. По мнению ученых, «обучение неинтересное и малополезное может оказать разрушительное действие на умственные способности детей» [4].
Работоспособность человека – умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы [6]. Работоспособность зависит от разных факторов:
1) физиологические – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
2) физические – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;
3) психические – включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.
Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма [6].
Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это – следствие развития и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде [5].
Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции - необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физической нагрузкам.
Колебания работоспособности в течение учебных занятий – её спады, а затем подъёмы – связаны с рядом причин. Среди них важную роль играют чередование уроков по степени сложности предмета, использование активных методов преподавания и технических средств обучения, и т.п. На 5-м уроке у младших школьников и 6-м уроке у старших школьников работоспособность снижена на 50% по сравнению с 1-2 уроками, поэтому уроки труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства как наиболее лёгкие следует проводить последними.
Основными показателями умственной работоспособности являются:
1) скорость выполнения задания;
2) концентрация, переключаемость;
3) продуктивность и устойчивость внимания.
С одной стороны, цель модернизации образования – развитие у учащихся самостоятельности и способности ориентироваться в современном информационном обществе. Но с другой стороны – это перегрузка учащихся, что и приводит к снижению здоровья выпускников.
В соответствии с учебным планом школы, элективные курсы и факультативы проводятся во второй половине дня. В старших классах на это выделено по 6 часов в неделю. Соответственно, не всегда учащийся старших классов не испытывает утомления на элективных занятиях после 5-6 уроков.
По данным многочисленных исследований режима дня современных школьников отмечается снижение продолжительности ночного сна, недостаточность пребывания на свежем воздухе, низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач. Рассогласованность биологических ритмов школьника с его социальными ритмами деловой активности оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Нарушения режима дня приводят к дезадаптации организма и, как следствие, к нервно-психическим расстройствам.
У ребенка может появиться раздражительность, беспокойство, снижение аппетита, нарушения сна.
Процессы высшей нервной деятельности ребенка школьного возраста характеризуются чрезвычайной интенсивностью и истощаемостью.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы и обеспечить ее полное функциональное восстановление после работы.
Эти особенности должны быть учтены при составлении режима дня учащихся старших классов в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации. Обязательные занятия в школе следует проводить в утренние часы, а домашние учебные занятия – с 16 до 18 ч. А перед началом экзаменационного периода необходим определенный режим дня.
С целью изучения повышения умственной работоспособности старшеклассников проведено исследование на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа № 4». В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве – 20 человек. Возраст испытуемых – 15-17 лет.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались метод корректурной пробы по таблице Анфимова и колец Ландольта.
Для определения эффективности упражнений, подобранных для повышения уровня работоспособности, исследование проходило в три этапа:
1. Первичная диагностика уровня работоспособности старшеклассников во второй половине дня.
2. Выполнение упражнений для повышения уровня работоспособности.
3. Повторная диагностика уровня работоспособности старшеклассников во второй половине дня, после выполнения упражнений.
Для эффективного повышения умственной работоспособности подобраны следующие упражнения.
Веселое упражнение «Ухо-нос-хлопок», не только способствует снижению умственной усталости и помогает взбодриться, также способствует развитию внимания, мелкой моторики, речи и памяти. Левой рукой взять себя за мочку левого уха, правой – за кончик носа, затем хлопок в ладоши и быстро поменять положение рук. Теперь правой рукой взять себя за мочку правого уха, а левой рукой за кончик носа.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8 – 10 раз. Можно помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»).
Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Постепенно добивайтесь высокой скорости смены положений. Главное, такие динамические паузы должны проводиться в доброжелательной и веселой обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.
Упражнение-игра «Муха». Инструкция. Для этого упражнения необходимо нарисовать на доске игровое поле 3*3, также необходим магнит. Магнит выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо» или «Влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следить за перемещением «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается упражнение. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
Хорошим средством снятия умственной усталости является зрительная гимнастика. Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления.
Для изучения умственной работоспособности мы исследовали следующие показатели: коэффициент точности выполнения задания (А), коэффициента умственной продуктивности (Р), объем зрительной информации (Q), скорости переработки информации (S).
В ходе исследования было выявлено, что после применения упражнений, коэффициент точности выполнения задания (А) повысился на 16%, коэффициент умственной продуктивности (Р) повысился на 18%, объем зрительной информации (Q) повысился на 17%, скорость переработки информации (S) повысилась на 15%.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что подобранные нами упражнения являются эффективным средством повышения работоспособности старшеклассников.

Библиографический список

1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.
2. Бекмансуров Х.А., Бильданова В.Р. Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. – М.: Просвещение, 1996 – 150с.
3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности.- М.:1. Педагогика, 1976. - 248 с.
4. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся. //Валеология. 2003. – №2. – С. 35-39.
5. Гагиева З.А., Бициева И.Б., Тибилов Б.Ю. некоторые критерии оценки умственной работоспособности школьников 12-13лет. // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2 – С. 64-67.
6. Гройсман А.А. Гигиена умственного труда. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
7. Егоров A.C., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда.- JI.: Наука, 1973. - 45 с.
8. Коган В.М. Гигиена умственного труда.- М.: Наука, 1957.-172 с.
9. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М.: Просвещение, 1974. - 173с.
10. Пратусевич, Ю.М. Умственное утомление школьников. - М.: Медицина, 1966.-162с.
11. Психофизиология. Учебник для вузов// Под ред. Ю.И. Александрова. – С-Пб: Питер, 2007. – 463 с.
12. Смирнов, М.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психологиятздоровья в школе: 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
13. Сысоев, В.П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта: Руководство по использованию. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. - 29 с.
inga.konradi@mail.ru, 89082174476
2018