Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf
В ходе обучения в начальной школе основной задачей педагогического процесса становится формирование потребности и умений к самостоятельному поиску нужной информации, а также применение в практической деятельности ребёнка. Для решения поставленной задачи способствует использование проектной технологии обучения.
Согласно Полат Е.С. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности [2].
С сентября 2017 года я преподаю проектную деятельность в 4 классах в рамках внеурочной программы «Основы проектной деятельности» по авторской программе. Данная программа представляет собой цикл занятий (1 занятие 1 раз в неделю), направленные на интеллектуальное развитие. Проектная деятельность включает проведения экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлечённые люди, а также другие дети. Всего количество часов - 34 часа в год.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
Как же правильно организовать знакомство детей с проектной работой в начальной школе? Данный вопрос мне не давал покоя до конца учебного года, так как универсального ответа на него нет. Каждый раз при проведении уроков в разных 4 классах я сталкивалась с проблемой понимания основ данной технологии у детей. Не каждый ребёнок с первого раза, а то и с 100, может понять что от него хочет учитель. Были сильные дети, которые на лету схватывали информацию, а были дети слабее, которым приходилось повторять уже изученный материал для понимания новой темы.
В нашей школе каждый год дети с 4 по 10 класс в апреле защищают свои проектные работы. В 4 классе детям предлагается универсальная тема по которой они пишут свой годовой проект. В этом году тема для 4 классов была следующая: «Мои семейные традиции». Данная тема оказалась трудной для понимания учащимися и их родителями, так как, по мнению родителей, не в каждой семье есть семейные традиции. Я совместно с классными руководителями стала проводить работу по просвещению на тему: «Что такое семейная традиция? Какие семейные традиции есть в моей семье?». Эти вопросы были заданы в форме домашнего задания для детей.
После определения понятия «семейные традиции», мы стали непосредственно погружаться в мир проектной деятельности. Для этого этапа мы знакомились со структурой проектной работы. Структура:
l Титульный лист;
l Введение;
l Глава I. История моей семейной традиции;
l Глава II. Создание продукта работы;
l Заключение;
l Список литературы;
l Приложение
Во введении мы изучали следующие этапы: выбор темы, постановка проблемы, определение целей и задач, определение объекта и предмета проектной работы.
На данном этапе было очень много сложностей, так как большая часть детей не понимала как поставить перед собой цель, что такое задачи, как определить объект или предмет. Каждый раз при изучении новой темы учащиеся должны были определить цели и задачи урока. Данным метод мне очень помог, так как в конце учебного года дети без проблем могли определить любую цель, объект или предмет. Больше всего им понравилась постановка задач. Они детально расписывали каждую цель и соревновались у кого больше получится задач.
При организации проектной работы я придерживаюсь следующей структуре урока:
1. Постановка целей и задач перед учащимися;
2. Инпут или мозговой штурм;
3. Практическая часть урока;
4. Рефлексия.
В качестве примера домашнего задания на определение целей, задач, объекта, предмета можно использовать бланк наблюдений за погодой. Заполненный пример бланка представлен ниже.
Бланк наблюдений
Тема: изучение изменений погоды в городе Сочи за неделю;Цель: изучить изменения погоды в городе Сочи и составить график изменений;
Задачи: определить место наблюдений, фиксировать полученные данные в бланк наблюдений, составить график изменения погоды за неделю;
Объект: погода в городе Сочи;
Предмет: процесс изменения погоды в городе Сочи за неделю.
Таблица 1
Утро
День
Вечер
Понедельник
21
26
24
Вторник
22
30
26
Среда
15
22
16
Четверг
18
24
22
Пятница
23
29
26
Суббота
19
28
23
Воскресенье
21
25
23
После составление таблицы дети должны составить сравнительный график, в котором они определяют в какой день температура была высокая или низкая, какая средняя температура была за неделю утром и т.д.
В ходе курса внеурочной деятельности по данному направлению в конце года получились следующие темы проектных работ:
Таблица 2
Тематика проектных работ
Название работы
Практический результат
Мой семейный календарьСоздание адвент календаря
Моя семейная традиция приготовления торта ОлимпийскийСоздание торта Олимпийский
Путешествие по стране всей семьёйСоздание интерактивной карты путешествий
Коллекционирование сувенирных котиковОбновление коллекции сувенирных котиков
Фотоальбом моей семьиСоздание фотоальбома
Передача бабушкиного сундука из поколения в поколениеСоздание интерактивной презентации с историей передачи бабушкиного сундука
Вышивка крестовИзделие ручной работы
Основы проектной деятельность - это очень полезный предмет для подрастающего поколения. Он помогает нестандартно мыслить, искать информацию, изучать и исследовать. В конце данного курса дети защитили свои проектные работы успешно. Лучшие проектные работы в 2019 году будут представлять нашу гимназию в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Библиографический список
1. Е.В. Чердынцева. Организация проектной деятельности в начальной школе/учёные записки.2009.Т.1.Сер.Психология.Педагогика.№1(5)-стр.682. Е.С. Полат. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат-М., 2000. – 211 с.
liana.klimenko@mail.ru, +7 (967) 3209874