Библиографическое описание:
Ковалева Л.М. Технология «Утренний круг» как средство формирования детского сообщества в дошкольном возрасте (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
В дошкольной педагогике детский коллектив обозначается как детское сообщество. Детское сообщество - это группа детей, объединенная общей деятельностью под руководством воспитателя. Детская группа является не только средой, но и средством воспитания детей. И, как правило, в этой среде в коллективе своих сверстников дети-дошкольники проводят большую часть времени.
В этот период ребенок активно овладевает различными формами взаимодействия: со взрослыми, со сверстниками и с коллективом в общем. Общение, со сверстниками основанное на доверии благоприятно влияет на дальнейшую социализацию ребенка на различных этапах его взросления.
Одной из основных задач в моей работе – это сделать пребывание детей в группе максимально комфортным, научить детей дружественному взаимодействию, умению слышать и слушать друг друга, уважать мнение других. А также сделать все, чтобы в группе царила атмосфера поддержки, взаимопомощи, взаимопонимания, эмпатии и толерантности.
Для решения данных задач я выбрала технологию «Утренний круг». Что же такое «Утренний круг»?
«Утренний круг» - это ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а так же познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития. Данная технология –это развивающий диалог между дошкольниками, который не требует особого вмешательства воспитателя, активно развивает коммуникативные, регулятивные, когнитивные способности детей. В процессе осуществления данной технологии, происходит обмен информацией между детьми, что благотворно влияет на познавательную активность, любознательность и интересы детей дошкольников.
В нашей группе «Утренний круг» проводится в утреннее время, в зависимости от расписания занятий, до завтрака либо после. Мы обираемся вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, новостями, обсудить совместные планы, договориться о правилах и т.д.
С чего начинается наш «Утренний круг»?
По звону колокольчика, дети садятся в круг (на стульчики или на ковер), обязательно лицом друг к другу, ребята видят глаза друг друга и взрослого, это располагает на доверительное, непринужденное общение. Круг, обязательно, начинается с ритуала приветствия, поздороваться нужно с каждым ребенком, для того чтобы подчеркнуть его значимость, индивидуальность. Пожелать всем участникам хорошего дня, зарядить положительными эмоциями, настроить детей на позитивное общение. Для приветствия можно использовать любой стишок:
Сядем рядышком по кругу,
Скажем: здравствуйте друг другу,
Всем привет и добрый день
Нам здороваться не лень!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Так же можно использовать ритуал приветствия, например: пожимая руку соседа улыбнувшись, сказать ему приветствие, пожелать здоровья и т.д. Существует множество форм приветствий вербальных и невербальных.
Следующий этап – это игра. Можно играть в любые игры, не требующие большой активности:
·словесные («Доскажи», «Я начну, а ты продолжи», «Найди рифму»;
·дидактические («Чего не стало?», «Узнай по описанию», «Узнай и назови профессию»);
·пальчиковые («Колобок», «Дружба», «Дни недели» и т.д.);
·коммуникативные («Зеркала»; «Дотронься..», «Ау», «Ласковое имя» и т.д.);
·игры-шутки; («Веселый счет», «Знаменитый волшебник», «Нос-ухо-нос» и т.д.);
Я выбираю игру по той теме, которую планирую озвучить деткам.
Следующий этап – это работа с календарем. Дети вспоминают, какой сегодня день недели, какой будет день недели завтра. Какой месяц, время года, праздники, памятные даты.
Четвертый этап самый насыщенный - это тема дня или обмен новостями. Как выбрать тему для обсуждения? Темы, могут быть различные варьироваться от возраста и состава группы, обычно исходит от самих детей. Это могут быть различные ситуации, произошедшие в группе. Кто-то отнял игрушку, взял что-либо без разрешения, новая книга или игра, обмен новостями после выходных. Очень важно, выслушивать каждого ребенка, желающего высказаться. Чтобы данный этап не превратился в «базар», дети не перебивали друг друга, в нашей группе живет «мишка-говорун». У кого из детей в руках игрушка, тот и говорит. А также мы разработали определенные правила.
Правила для выступающего участника круга:
·говорить громко и внятно;
·предлагать новости кратко и четко;
·отвечать на вопросы вежливо и уважительно:
·задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы.
Правила для слушателей:
·сосредоточить внимание на выступающем ребенке;
·не перебивать выступающего участника, и тех, кто отвечает на вопросы;
·задавать вопросы и комментировать, выражая, свой интерес к происходящему разговору в кругу.
Иногда, во время круга появляются новые правила группы, сформулированные детьми. Дети следуют этим правилам в течении всего учебного года, к этим правилам могут добавиться и новые.
В заключение «Утреннего сбора», создаю детям установку на обдумывание и планирование своей деятельности на день. Побуждаю рассказывать, в каких уголках будут играть, чем конкретно заниматься в центрах активности. Например: если темой круга была проектная деятельность, то используем «Модель трех вопросов». Планируем, выдвигаем гипотезы, распределяемся в рабочие группы, фиксируем все вопросы и идеи, для дальнейшей работы.
В конце дня, после уплотненного полдника, проводим «Вечерний круг» - это своего рода рефлексия. Анализируем пройденный день, отмечем, все ли задуманное получилось.
С какого возраста можно использовать данную технологию? Свою работу в данном направлении начинаю со второй младшей группы. В этом возрасте круги провожу в течении 5-10минут, постепенно увеличивая до 15 минут, в старших группах 15-25 минут. Темы и содержания кругов меняются, в зависимости от возраста детей.
Важно помнить, что «Утренний круг» - это не занятие. Будет неправильно, если вы будете проводить его в форме фронтального занятия. Просто изменив форму рассадки детей. «Утренний круг» - это в первую очередь развивающий диалог, который развивает коммуникативные, когнитивные и регуляторные способности детей. Так же круг не обязателен для каждого ребенка, если ребенок пришел в детский сад не в настроении и не хочет участвовать в общем круге, не нужно его заставлять. Как правило, дети постепенно заинтересовываются темой, и включится в общий круг.
Исходя из всего вышесказанного, считаю, что, формирование детского коллектива, сложный и длительный процесс, который требует от меня творческого подхода, инициативности, умения тонко и чутко чувствовать настроения каждого ребенка. Технология «Утренний круг» является находкой в моей практике, способствует сплочению коллектива, в котором каждый участник может свободно общаться, проявлять инициативу и активность. Чувствовать себя неотъемлемой частью детского сообщества.
Библиографический список.
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – М.: Детство – Пресс, 2011. – 112 с.
2. Веракса Н.Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы / Н.Е. Веракса (и др.) – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 336 с.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: - М.: Генезис, 2003. – 160 с.
Ковалева Л.М. Технология «Утренний круг» как средство формирования детского сообщества в дошкольном возрасте (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
В дошкольной педагогике детский коллектив обозначается как детское сообщество. Детское сообщество - это группа детей, объединенная общей деятельностью под руководством воспитателя. Детская группа является не только средой, но и средством воспитания детей. И, как правило, в этой среде в коллективе своих сверстников дети-дошкольники проводят большую часть времени.
В этот период ребенок активно овладевает различными формами взаимодействия: со взрослыми, со сверстниками и с коллективом в общем. Общение, со сверстниками основанное на доверии благоприятно влияет на дальнейшую социализацию ребенка на различных этапах его взросления.
Одной из основных задач в моей работе – это сделать пребывание детей в группе максимально комфортным, научить детей дружественному взаимодействию, умению слышать и слушать друг друга, уважать мнение других. А также сделать все, чтобы в группе царила атмосфера поддержки, взаимопомощи, взаимопонимания, эмпатии и толерантности.
Для решения данных задач я выбрала технологию «Утренний круг». Что же такое «Утренний круг»?
«Утренний круг» - это ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а так же познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития. Данная технология –это развивающий диалог между дошкольниками, который не требует особого вмешательства воспитателя, активно развивает коммуникативные, регулятивные, когнитивные способности детей. В процессе осуществления данной технологии, происходит обмен информацией между детьми, что благотворно влияет на познавательную активность, любознательность и интересы детей дошкольников.
В нашей группе «Утренний круг» проводится в утреннее время, в зависимости от расписания занятий, до завтрака либо после. Мы обираемся вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, новостями, обсудить совместные планы, договориться о правилах и т.д.
С чего начинается наш «Утренний круг»?
По звону колокольчика, дети садятся в круг (на стульчики или на ковер), обязательно лицом друг к другу, ребята видят глаза друг друга и взрослого, это располагает на доверительное, непринужденное общение. Круг, обязательно, начинается с ритуала приветствия, поздороваться нужно с каждым ребенком, для того чтобы подчеркнуть его значимость, индивидуальность. Пожелать всем участникам хорошего дня, зарядить положительными эмоциями, настроить детей на позитивное общение. Для приветствия можно использовать любой стишок:
Сядем рядышком по кругу,
Скажем: здравствуйте друг другу,
Всем привет и добрый день
Нам здороваться не лень!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Так же можно использовать ритуал приветствия, например: пожимая руку соседа улыбнувшись, сказать ему приветствие, пожелать здоровья и т.д. Существует множество форм приветствий вербальных и невербальных.
Следующий этап – это игра. Можно играть в любые игры, не требующие большой активности:
·словесные («Доскажи», «Я начну, а ты продолжи», «Найди рифму»;
·дидактические («Чего не стало?», «Узнай по описанию», «Узнай и назови профессию»);
·пальчиковые («Колобок», «Дружба», «Дни недели» и т.д.);
·коммуникативные («Зеркала»; «Дотронься..», «Ау», «Ласковое имя» и т.д.);
·игры-шутки; («Веселый счет», «Знаменитый волшебник», «Нос-ухо-нос» и т.д.);
Я выбираю игру по той теме, которую планирую озвучить деткам.
Следующий этап – это работа с календарем. Дети вспоминают, какой сегодня день недели, какой будет день недели завтра. Какой месяц, время года, праздники, памятные даты.
Четвертый этап самый насыщенный - это тема дня или обмен новостями. Как выбрать тему для обсуждения? Темы, могут быть различные варьироваться от возраста и состава группы, обычно исходит от самих детей. Это могут быть различные ситуации, произошедшие в группе. Кто-то отнял игрушку, взял что-либо без разрешения, новая книга или игра, обмен новостями после выходных. Очень важно, выслушивать каждого ребенка, желающего высказаться. Чтобы данный этап не превратился в «базар», дети не перебивали друг друга, в нашей группе живет «мишка-говорун». У кого из детей в руках игрушка, тот и говорит. А также мы разработали определенные правила.
Правила для выступающего участника круга:
·говорить громко и внятно;
·предлагать новости кратко и четко;
·отвечать на вопросы вежливо и уважительно:
·задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы.
Правила для слушателей:
·сосредоточить внимание на выступающем ребенке;
·не перебивать выступающего участника, и тех, кто отвечает на вопросы;
·задавать вопросы и комментировать, выражая, свой интерес к происходящему разговору в кругу.
Иногда, во время круга появляются новые правила группы, сформулированные детьми. Дети следуют этим правилам в течении всего учебного года, к этим правилам могут добавиться и новые.
В заключение «Утреннего сбора», создаю детям установку на обдумывание и планирование своей деятельности на день. Побуждаю рассказывать, в каких уголках будут играть, чем конкретно заниматься в центрах активности. Например: если темой круга была проектная деятельность, то используем «Модель трех вопросов». Планируем, выдвигаем гипотезы, распределяемся в рабочие группы, фиксируем все вопросы и идеи, для дальнейшей работы.
В конце дня, после уплотненного полдника, проводим «Вечерний круг» - это своего рода рефлексия. Анализируем пройденный день, отмечем, все ли задуманное получилось.
С какого возраста можно использовать данную технологию? Свою работу в данном направлении начинаю со второй младшей группы. В этом возрасте круги провожу в течении 5-10минут, постепенно увеличивая до 15 минут, в старших группах 15-25 минут. Темы и содержания кругов меняются, в зависимости от возраста детей.
Важно помнить, что «Утренний круг» - это не занятие. Будет неправильно, если вы будете проводить его в форме фронтального занятия. Просто изменив форму рассадки детей. «Утренний круг» - это в первую очередь развивающий диалог, который развивает коммуникативные, когнитивные и регуляторные способности детей. Так же круг не обязателен для каждого ребенка, если ребенок пришел в детский сад не в настроении и не хочет участвовать в общем круге, не нужно его заставлять. Как правило, дети постепенно заинтересовываются темой, и включится в общий круг.
Исходя из всего вышесказанного, считаю, что, формирование детского коллектива, сложный и длительный процесс, который требует от меня творческого подхода, инициативности, умения тонко и чутко чувствовать настроения каждого ребенка. Технология «Утренний круг» является находкой в моей практике, способствует сплочению коллектива, в котором каждый участник может свободно общаться, проявлять инициативу и активность. Чувствовать себя неотъемлемой частью детского сообщества.
Библиографический список.
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – М.: Детство – Пресс, 2011. – 112 с.
2. Веракса Н.Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы / Н.Е. Веракса (и др.) – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 336 с.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: - М.: Генезис, 2003. – 160 с.