Актуальные вопросы начального общего образования

Бенкендорф Т.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.
В начальной школе в соответствии с ФГОС подготовлены специализированные электронные пособия к учебникам. Некоторые из таких пособий, на мой взгляд, являются долгожданным подарком для учителей начальной школы.
Электронное приложение – особый вид электронных учебных изданий. Задача электронного приложения к учебнику – расширить содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр.
В программе «Школа России» одним из содержательных пособий данного типа наиболее интересным, грамотным и эффективным считаю электронное пособие к учебнику Канакиной В. П «Русский язык».
Пособие включает в себя все основные темы, изучаемые в течение учебного года. Каждая тема содержит следующие разделы:
1. Анимация
2. Упражнения на отработку навыков правописания
3. Упражнения из рабочей тетради
4. Словарная работа
5. Развивай свою речь
6. Проверочная работа
Раздел «Анимация» - это краткое озвученное объяснение основных аспектов темы, сопровождающееся наглядностью. Термин «анимация» означает «анимационное кино«, «мультипликационное кино». В этом разделе большим плюсом является возможность использования смены ролевых функций (объяснение темы звучит не из уст учителя). Таким образом, мультимедийный материал электронного приложения реализует принцип интерактивной наглядности, создаёт эффект погружения в обучающую программную среду и позволяет установить взаимодействие с ней.
Раздел «Упражнения из рабочей тетради» позволяет выбрать удобные в данной ситуации формы работы. Это могут быть:
- коллективная работа;
- работа в парах;
- самостоятельная работа
Например, если задание в рабочей тетради сложное, можно разобрать его коллективно (используя пособие), затем выполнить задание в рабочей тетради самостоятельно. Кроме того, здесь может быть и дифференцированный подход: после коллективного разбора слабые учащиеся выполняют это же задание в рабочей тетради теперь уже самостоятельно, сильные учащиеся получают другое задание такого же типа или в более углубленном варианте.
Разделы «Упражнения» являются готовыми интерактивными тренажёрами по изучаемой теме. Количество упражнений достаточно большое, поэтому есть возможность отработать навыки не только в классе, но и дома, причём на разных упражнениях.
Задания раздела «Развивай свою речь» в основном дублируют задания учебника. Выполнить такие задания в учебнике или использовать мультимедийный материал – здесь право выбора остаётся за учителем. Но если задание по развитию речи запланировано на конец урока, то, учитывая утомляемость учащихся (ведь на уроке идёт работа и в учебниках, и в рабочих тетрадях!), лучше выполнять такие задания играючи (то есть используя интерактивную наглядность), закрыв к этому времени учебник. На разных этапах работы с данным блоком возможна организация диалогового общения между учениками. Таким образом, формируются универсальные коммуникативные умения: дети учатся формулировать собственное мнение, а также договариваться со сверстниками и находить общее решение проблемы.
Очень насыщенным по содержанию является блок «Словарная работа». Здесь и наглядность, и звуковое сопровождение, и лексическое значение словарных слов, и работа с данными словами в предложениях (в том числе в пословицах).
На обобщающих уроках удобно использовать «Проверочные работы». В пособии они представлены в виде игры и являются подготовкой к письменной проверочной работе. Ученики, выполняя такие работы (они даются после изучения нескольких тем) могут оценить свои достижения.
Необходимо также отметить, что наглядные персонажи пособия очень нравятся учащимся, а добрый искренний смех детей во время урока – необходимая «разрядка» на стадии переутомления.
Электронные приложения можно использовать:
- на уроке (при выполнении заданий, аналогичных заданиям учебника, проверочных и контрольных заданий, работе в парах, группах,..);
- на уроке в классах малокомплектных школ при организации самостоятельной работы;
- при выполнении домашней работы;
- при индивидуальном домашнем обучении и др.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса на уроке, переориентирование его на развитие мышления, воображения.
При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
На уроках русского языка для учащихся 2-4 классов использую сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трёх вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения.
При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.
При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Все чаще дети сами стали обращаться к домашним компьютерам как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает им не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
В 3 классе при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по предмету окружающий мир дети по желанию готовили групповые и индивидуальные проекты, посвящённые организму человека и здоровому образу жизни. И хотя форму представления продукта проекта в виде компьютерной презентации выбрала только одна группа, почти все в качестве инструмента при подготовке проекта использовали компьютер: искали информацию в Интернете, в мультимедийных энциклопедиях, сканировали изображения и т.п. Обобщающий урок по этому разделу был проведён в форме презентаций проектов. Все обучающиеся работали на уроке с большим интересом и те, кто презентовал свои проекты-загадки, и те, кто их отгадывал и оценивал выступления товарищей.
Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы
Должны помнить заповедь «Не навреди!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Список литературы

1.       Анатольева Э.В «Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе» edu.cap.ru
2.       Бирюкова Ю. В. « Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir
3.       Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После, 2007, №7.
4.       Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После, 2007, №7.
5.       « Использование информационных технологий на уроках в начальной школе» http://firsschool.ucoz.ru/load/1-1-0-2
danil78200478@mail.ru 89195894144
2018