Экологическое воспитание – особая часть воспитательно-образовательной работы детского сада, реализуемой в условиях Федерального государственного образовательного стандарта и направленная на воспитание формирование становление свойств и качеств личности ребенка в отношении природы, экологической среды.
Актуальность экологического воспитания диктуется проблемами природы и социальным запросом на воспитание в детях ответственного отношения к окружающей их природной среде. Обществу необходимо воспитание человека с экологическим типом мышления, необходимым набором знаний о природе, умеющего жить в гармонии с природой.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно,
Экология – наука о явлениях и объектах природы и их взаимодействии.
В дошкольной образовательной организации работа по экологическому воспитанию ведется при постановке следующих задач:
Экологическая грамотность – сообщение детям элементарных знаний об объектах природы и их взаимодействии, развитие познавательного интереса ребенка к теме природы, формирование навыков и умений наблюдения за объектами природы.
Экологическая культура – формирование нравственных основ по отношению к экологии, воспитание гуманного, бережного отношения
Экологическое мышление – формирование у детей возможности принимать решения с учетом недопустимости причинения вреда экологии, формирование элементарных норм поведения в природе, формирование способности предвидеть последствия воздействия на окружающую среду.
Навыки здорового и экологически сообразного образа жизни.
С учетом требований ФГОС к образовательному содержанию, отбор содержания экологического воспитания детей производится с учетом:
Научности – достоверность сведений
Доступности – учет возрастных и личных качеств ребенка
Целеполагание – возможность предвидеть результат экологического воспитания
Региональный компонент – сообщение знаний о родном крае, малой родине.
Системность – организация системы видов детской деятельности, планирование последовательности усвоения материала по экологическому воспитанию
Преемственность – сообразность задач экологического воспитания дошкольной ступени образования для преемственности их с задачами экологического воспитания в младшей школе
Работа по экологическому воспитанию прочно вошла в педагогическую практику в России.
При решении задач экологического образования детей большая роль отводится так же подбору методов и средств.
Наблюдение – метод, позволяющий решить задачи сообщения детям навыков наблюдения за природными объектами, их изменением при воздействии на них средствами познания через зрение, слух, обоняние. Наблюдение основывается на приобретенных элементарных знаниях об объектах природы, уточняет и закрепляет их. Кроме того, наблюдение является ведущим методом, образующим практико-познавательную деятельность детей в природе. С. Л. Рубинштейн называет наблюдение результатом осмысленного восприятия, в ходе которого развивается мыслительная деятельность. Таким образом, применение метода наблюдения решает задачу становления экологического мышления у детей.
Использование метода модулирующей деятельности так же широко используется в экологическом воспитании. Часть знаний об окружающем мире довольна абстракта, детям нельзя сообщить знания о космосе, атмосфере, воздухе без применения предметного, графического или действенного изображения. Модель солнечной системы, календарь наблюдения, макет водоема с его обитателями являются примерами метода модулирующей деятельности.
Подбор формы организации экологического воспитания так же подбирается в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Игра, ведущий вид деятельности детей, используется как форма организации экологического воспитания для решения образовательных задач. Проведение разного вида игр решает образовательные задачи сообщения детям элементарных знаний о природе, их закрепления, формирования экологического мышления (способа поведения). При этом, участие детей в игре добровольно, детьми движет познавательный интерес.
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию проводится с интеграцией образовательных областей, для решения самых разных образовательных задач. В ходе НОД детям сообщаются элементарные знания о природе, решаются задачи формирования экологического мышления, другие задачи экологического воспитания.
Решения задач экологического воспитания возможно не только в ходе НОД по окружающему миру. Задачи по экологическому воспитанию могут быть интегрированы в НОД по ознакомлению с художественной литературой, даже в НОД по физическому воспитанию.
Решение задач экологического воспитания в режимных моментах происходит путем формирования модели поведения детей по отношению к природе путем организации тематических режимных моментов или просто заострения внимания детей на привычных поступках и способах действия.
Работа с родителями в ходе экологического воспитания является необходимой, т. к. экологическое воспитание имеет задачи формирования морально-нравственного отношения человека к природе, формирование которого зависит от семейного воспитания. В ходе работы с родителями проводятся родительские собрания, круглые столы, брифинги, совместные досуги с детьми и родителями, походы, иные формы. Для решения задач экологического образования детей, необходимо обращать внимание родителей на их отношение к природе, объяснять родителям их роль в экологическом воспитании детей и различными средствами формировать компетенции родителей в данном вопросе.
Опыт изучения педагогической практики показал, что педагогический проект чаще всего используется среди форм планирования экологического воспитания в детских садах. Планирование работы методом проектирования образовательного процесса по экологическому воспитанию помогает поставить его цели на определенный период, планировать этапы их реализации, использование разных форм и методом, форм работы с родителями, соотношение решения образовательных задач в детском саде и формирование необходимых компетенции у родителей и педагогов ДОО.
Библиографический список
1. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития//Научные и технические библиотеки, М., № 3, 2016, С. 58-62.
2. младших школьников//Начальная школа. 2012 № 3 С. 52-55.
3. Николаев С.И. Система экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева. Режим доступа: http://thelib. ru/books/ (дата обращения: 09.09.2017).
4. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у
5. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник-1997-№ 1-6-12с.
6. Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 141-143. — URL https://moluch.ru/archive/128/35466/ (дата обращения: 08.10.2019).
7. Сорокина С.Н. Нравственно-экологическое обучающихся на уроках и внеурочной деятельности в школе. Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2016 Т. 4 № 4 С. 336-347.
8. Степанова М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии.–2010. № 1 С. 78 – 91