Информационные технологии в современном образовательном процессе

Мельник М.С. Сайт учителя в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Не так давно, всего пару десятилетий назад в организации познавательной деятельности обучающихся учитель конкурировал только с телевидением и радио, а сейчас больше привлекают школьника компьютеры и разного вида гаджеты. Новые цифровые устройства становятся обычным атрибутом современного человека. Мы все являемся свидетелями того, как за считанные годы мобильная связь и Интернет соединения превратились из атрибута роскоши в повседневную необходимость. Обучающиеся с большим интересом общаются с компьютером, чем с книгой. В таких условиях для успешной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся учителю нужно не только самому активно использовать современные информационно компьютерные технологии, но и научить школьников эффективной и разумной работе с ним. Компьютер должен превратиться из домашней игрушки в источник знаний и помощника в постижении нового. Но как же можно достичь выполнения поставленных задач?
Одной из форм реализации возможностей информационных технологий для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся является создание образовательного сайта, который играет значительную роль в деятельности школы. Значение школьного сайта в создании единого информационно-образовательного пространства школы велико. Он является инструментом взаимодействие школы с внешними сторонами: обучающимися, педагогами, родителями, школьным психологом, администрацией школы и города. Сайт может быть эффективным средством для повышения качества решения профессиональных задач школы в широком смысле слова, но с позиции обучающихся школьный сайт зачастую не даёт доступ к образовательным материалам по предметам для повышения уровня.успеваемости. И в этом случае придёт на помощь сайт учителя, но и здесь не всегда обучающийся можем найти ответы на интересующие его вопросы. Почему? Да просто сайты могут быть ориентированы на разную аудиторию.
В зависимости от типа сайта будет зависеть его наполнение информацией. Для сайта-портфолио характерны следующие разделы: общие сведения об учителе, образование, трудовой стаж, курсы повышения квалификации, награды, благодарственные письма; грамоты, результаты педагогической деятельности, научно-методическая работа, презентация педагогического опыта, внеурочная деятельность по предмету, учебно-материальная база.
Сайт-визитка относится к имиджевому типу. Сайт этого типа создаётся для поверхностного ознакомления и который удачно может охарактеризовать учителя с указанием общих сведений об учителей, стаже работы, направлении деятельности, грамот за педагогическую работу и т.д.
Предметный сайт, это сайт учителя-предметника который наполнен разнообразной видео, аудио, мультимедийной информацией по предмету. Как правило, структура сайта определяется или предметными линиями курса предмета, или классно-урочной системой. Информация, в основном предназначена для помощи учителям, при подготовке к урокам, и не только для визуального ознакомления, но и для скачивания.
Сайт учитель-ученику. К сожалению, такой вид сайтов пока еще редкость в сети Интернет. Его назначение – через странички сайта помочь обучающимся:
·          нуждающимся в индивидуальном темпе учебной деятельности;
·          отсутствующим на уроках по болезни;
·          с ограниченными возможностями здоровья (обучающимся на дому);
·          в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
·          одарёнными обучающимися при подготовке к олимпиадам;
·          из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях;
·          при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Современные Интернет ресурсы имеют большое количество бесплатных конструкторов для создания сайтов, которые позволяют создавать сайты он-лайн и администрировать их без каких-либо специализированных знаний. В десятку лучших конструкторов 2019 года вошли: Wix, Nethouse, uKit, Umi, Jimdo, Redham, Setup, uCoz, A5, Fo.ru.
Создав сайт, учитель получает собственное информационное пространство, на котором начинает выстраивать свою образовательную стратегию. Всё что невозможно рассмотреть в классе из-за временных рамок урока, технического оснащения кабинета или отсутствия наглядного материала, теперь в полном объёме можно разместить на страницах сайта. Чтобы обеспечить удобный доступ к информации, её необходимо правильно структурировать и грамотно составить меню сайта. Значительно ускоряет работу с сайтом удобная навигация.
Разделы меню, как правило, соответствуют всем важным компонентам учебного процесса. Основными разделами меню могут быть: уроки, критерии оценок, оборудование, справочники, видео, олимпиады, конкурсы, тесты, ЕГЭ, ГИА, внеурочная деятельность. Для удобства большинство материалов должно формироваться по классам. Чтобы не загромождать информацией страницу, классы должны быть видны в меню при открытии нужного раздела, а темы – после выбора класса. Возможное содержание урока следующее: тема, прикрепленный содержательный модуль урока, в котором может быть текст, презентация, тест, шаблон, план, образец выполнения задания. Очень актуальны Интернет-уроки при использовании технологии «Перевернутый класс». Можно записать свой образовательный видеоурок и разместить его на видеохостинг Youtube, указав ссылку на сайте. Более того, систематизированный материал к уроку удобно использовать на самом уроке, если в школьном кабинете подключен Интернет. Тогда не нужны дополнительные действия в классе при распределении информации по персональным компьютерам обучающихся, например, при использовании модели урока «Смена рабочих зон» или «Автономная группа».
Благодаря возможностям современных конструкторов создания сайтов учитель получает возможность организовывать вебинары; skyPe-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии skyPe; использовать инструменты Web 2.0; организовывать общение между обучающимися через: чат; форум; блог.
Для того, что бы на сайте был доступ к большему количеству разных материалов, необходимы новые возможности интернет технологий. И эти возможности предоставляют облачные хранилища, например, сервис Google Drive, позволяет размещать и хранить собственные учебные материалы, а на сайте публиковать только ссылки на них. Дополнительные возможности, интегрированные в популярные облачные хранилища, позволяют создавать текстовые документы, таблицы и презентации в собственном формате с возможностью экспорта документов в основные форматы Microsoft Office. А если к указанным документам разрешить совместный доступ, то станет возможным их коллективное редактирование.
Сайт учителя позволяет, легко реализовывать разные модели смешанного обучения, эффективно организовывая образовательный процесс. Наиболее часто используемыми в технологии смешанного обучения в общеобразовательной школе являются группы «Ротация»: «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Личный выбор». В каждой из этих групп смешанного обучения предусмотрена работа обучающегося с электронным ресурсом, и в любом случае в основе работы с таковым должна лежать педагогическая технология.
Модели смешанного обучения позволяют оптимизировать учебный процесс и высвобождать время для разных видов деятельности на уроке. Подобное обучение предусматривает большое количество ресурсов и прописанных алгоритмов к выполнению заданий, примеры задач и образцы их выполнения. Прикрепленные к сайту интерактивные тесты социальной сети «Решу ЕГЭ», «Образовательные тесты», «OnlainTest Pad» и другие помогут проверить и скорректировать текущие и итоговые результаты. Автоматическое сохранение результатов позволит сформировать базу учебных достижений обучающихся.
Значение информационных и информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном пространстве сложно переоценить. Ученики XXI века с интересом реагируют на современные технические средства, с удовольствием используют их богатые возможности для повышения самообразования.
Сайт учителя является средством повышения уровня доступности качественного образования для различных категорий учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, интересов и способностей.
Сайт, созданный по типу учитель-ученику, открывает возможности:
·          обеспечивает доступ к большим объемам информации;
·          обеспечивает высокую наглядность обучающего материала;
·          обеспечивает дифференцированный подход к учебному процессу;
·          осуществляет коллективную и индивидуальную работу;
·          создает возможности для творчеств;
·          мотивирует и стимулирует интерес к предмету;
·          облегчается усвоение учебного материала;
·          проверить уровень своих знаний, используя он-лайн тесты, тренажеры и интерактивные задания сайта;
·          развивать познавательный интерес и способности к математике;
·          предоставляет возможность учиться в удобное время;
·          обеспечивает психологический комфорт при обучении, снимается вопрос субъективности оценивания;
·          оперативно найти ответы на возникающие вопросы по изучаемой теме предмета;
·          получить навыки использования дистанционных форм обучения;
·          повысить уровень ИКТ компетенций.

Список использованной литературы:

1.       Вальдман, И. А. Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании / И. А. Вальдман // Вопросы образования. – 2009. – № 3. – С.129–145.
2.       Власова, А. Е. Обзор программных средств разработки сайта школы / А. Е Власова. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2015. – № 1 – С.40–42.
3.       Жумабаева, Ч. Н. Веб-сайт как основа информационной системы управления школой (на примере Кыргызстана) / Ч. Н. Жумабаева, У. Н.Бримкулов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. С. 65.
4.       Смирнова, З. Ю. Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта. РЦОКОиИТ – 2008. – С.1–2.
5.       Бредихин, А. Н. Значение школьного сайта в создании единого информационного образовательного пространства школы / А. Н. Бредихин, Н. В. Литке // Вестник научных конференций. – 2015. – № 2 – С.71–72.
6.       Метелица, И. Е. Педагогические условия автоматизированного проектирования образовательных сайтов: констатирующий этап эксперимента // Системы компьютерной математики и их приложения: материалы XIV Междунар. научн. конф. – Смоленск, 17–19 мая – СмолГУ, 2013. – С.214–217.
7.       Осипова, О. П. Психолого-педагогические особенности создания и сопровождения официального сайта школы / О. П. Осипова, О. А. Семиздралова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –2009. – № 6. – С.29–36.
8.       Пинчук, О. П. Школьный сайт как фактор развития информационной образовательной среды учебного заведения / О. П. Пинчук Г. Ю.Новоселецкий // Информационные технологии и средства обучения. – 2013.– Т. 33. – № 1. – 10 с.
9.       Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 [Электронный ресурс]: Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации. – Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/prikaz_785.pdf
10.   Пурикова М.Н. Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/method_article/877
2019