Исследовательская и проектная деятельность

Плишкина Н. В., Хусаинова Д. Т. Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Кем мне стать?»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Аннотация
Предложенный материал может представлять интерес
для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, направлен на формирование первичных представлений о труде взрослых,
его роли в обществе и жизни каждого человека.
Введение
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора: способности и склонности самого ребенка; привычка к разным видам труда; позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка; интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Согласно ФГОС ДО ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития и стало в современном образовании одним из важных направлений работы образовательных учреждений
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, инструментов, материалов, необходимых для той или иной профессии.
Актуальность проекта обусловлена статистикой управления государственной службы занятости населения Кировской области. Согласно статистике самыми востребованными рабочими профессиями являются педагог, полицейский, медицинская сестра, швея и строитель.
Учитывая это, нами разработан и внедрен в практику долгосрочный практико-ориентированный проект «Кем мне стать?» в вопросах формирования в сознании ребенка уважительного отношения к человеку труда, популяризации рабочих специальностей.
Считаем, что метод проектной деятельности наиболее интересный для дошкольников, а знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Тем более что пропедевтические идеи профориентации заложены в нашей образовательной программе
и являются частью воспитательно-образовательного процесса
и социализации ребенка в детском саду.
Цель проекта
Создание условий для организации ранней профориентации, направленной на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к рабочим профессиям, в том числе востребованным для Кировской области.
Исходя из цели, определили следующие задачи:
1. Внедрить эффективные формы, методы и средства по теме ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
2. Воспитывать уважительное отношение к профессии.
3.Создать в групповом помещении развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий.
4. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей представлений о различных профессиях, их роли, положительного отношения к разным видам труда.
Вид проекта: социальный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки и продолжительность проекта:
сроки: август 2018 – май 2019 года; продолжительность – 10 месяцев.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Пчелка», педагоги и сотрудники ДОУ, родители (законные представители), социальные партнеры:
§  КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа»;
§  МКОУ СОШ № 2 г. Малмыжа;
§  Дом детского творчества г. Малмыжа;
§  Швейная фабрика ООО «Анна»;
§  МКОУ ДО МДШИ Кировской области имени С. С. Сахара;
§  21-я пожарная часть 2 отряд ФПС по Кировской области;
§  Отдел МВД России по Малмыжскому району;
§  КОГБУЗ Малмыжская центральная районная больница;
§  МКУК Малмыжский районный центр культуры и досуга;
§  ОАО Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей;
§  КОГАУ Издательский дом Южный Редакция газеты «Сельская правда».
Этапы реализации проекта:
§  подготовительный: август 2018 года;
§  основной: сентябрь 2018 – апрель 2019 года;
§  заключительный: май 2019 года.
Ожидаемые результаты проекта
В ходе работы у детей сформируются представления
о качествах, которыми необходимо владеть людям различных профессий, уважительное отношение к труду взрослых.
Внедрение новых форм организации ранней профориентации: промышленный туризм, брифинг, клубный час, квест - игра, флэшмоб, «круглый стол» и др.
В реализации проекта примут участие родители (законные представители) воспитанников подготовительной группы «Пчелка», социальные партнеры. Между педагогами, родителями воспитанников
и социальными партерами сложатся партнерские отношения. В лице пап
и мам воспитанников детский сад приобретет единомышленников
и помощников.
Новизна проекта заключается в формировании и обогащении у детей представлений о профессиях, востребованных в Кировской области (педагог, полицейский, медицинская сестра, швея и строитель) с использованием новых технологий.
Ресурсное обеспечение:
·          Нормативно-правовое: Федеральный закон РФ от 29.12.2012
·          № 273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»;
·          Научно-методическое: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения
·          до школы»;
·          Информационные: интернет-ресурсы, учебно-методическая литература;
·          Материально-технические: библиотека художественной литературы, методические пособия, дидактический и демонстрационный материал, оборудование;
§  Финансовые: бюджетные и внебюджетные средства;
§  Кадровые: педагоги ДОУ, родители (законные представители), социальные партнеры.

Таблица 1. План реализации проекта

I.        Подготовительный этап: август 2018 года

1.Изучение эффективных форм, методов и средств для организации профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста
2.Составление плана реализации проекта ранней профориентации детей дошкольного возраста «Кем мне стать?» с учетом статистики по Кировской области.
3.Организация центра «Мир профессий» в групповом помещении
4. Вовлечение всех участников в планируемые мероприятия проекта
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Так, с 2018 года мы являемся активными участниками региональной инновационной площадки по теме «Преемственность уровней образования
в условиях его стандартизации», научный руководитель Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры предметных областей. Одним из направлений площадки являлась профориентационная работа.
Анализ результата опроса представителей профессий Малмыжского района, а так же родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной группы по теме «Готовы вы ли стать активными участниками образовательного процесса по теме ранней профориентации?», показал, что 100% всех участников опроса готовы оказать помощь
по данному направлению.
Составлен план мероприятий по организации профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
С целью создания условий для работы по ранней профориентации детей подготовительной группы в групповом помещении создан центр «Мир профессий», где подобраны наглядно-иллюстративный материал, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картотеки по ранней профориентации и т.д.
Установление взаимодействия всех участников проекта в работе
по ранней профориентации.

II. Основной этап: сентябрь 2018- апрель 2019 года

1. Вовлечение всех участников проекта в работу по плану мероприятий по организации профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение).
2. Пополнение центра «Мир профессий»
 Совместная деятельность детей и взрослых, а так же самостоятельная деятельность детей включали следующие формы работы: интегрированные занятия, беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений
о профессиях, выставки рисунков детей о профессиях, встречи
с представителями профессий, игры, загадки, викторины, экскурсии, наблюдения, оформление лэпбуков, рассматривание альбомов, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, просмотр презентаций и видеороликов, промышленный туризм, брифинг, клубный час, квест - игра, флешмоб, «круглый стол».
Созданный в групповом помещении центр «Мир профессий» представляет собой РППС с учетом специфики каждой профессии
и создаёт условия для игрового сюжета. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями, атрибуты
к сюжетно-ролевым играм профессиональной направленности
- «Поликлиника», «Школа», «Магазин», «Ферма», «ЖКХ»
и др. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Содержит конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, лего. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки. В свободном доступе для детей расположены книги, энциклопедии и др. Дети могут взять любую книгу. Набор книг постоянно меняется, имеется достаточное количество предметных картинок по теме «Профессии».
Вовлечение родителей в образовательный процесс
по профориентационному направлению происходит в виде консультаций, конкурсов, выставок, тематических праздников, «дней открытых дверей»
на которых родители рассказывают о своих профессиях в форме практический занятий. Родители оказывают неоценимую помощь
в пополнении развивающей предметно - пространственной среды дошкольной образовательной организации: оформлении папок
– передвижек, составление альбомов на тему «Профессии родителей» и т.д.
В рамках реализации проекта налажено тесное сотрудничество
с социальными партнерами.

III.Заключительный этап: май 2019 года

1. Анализ результатов проекта
2. Диссеминация опыта работы по проекту
В групповом помещение для детей подготовительной группы «Пчелка» создан центр «Мир профессий», где организована деятельность воспитанников.
Разработан план мероприятий по организации профориентационной работы в подготовительной к школе группе «Пчелка».
Реализация проекта способствовала вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную деятельность.
Организовано сотрудничество с социумом города в целях создания условия взаимодействия с воспитанниками для закрепления представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение
и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем городе.
В рамках тесного сотрудничества КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа» воспитанники и воспитатель группы стали участниками социального проекта «От игры к учению» (Приложение).
Проект «Кем быть?» представлен на педагогическом совете ДОУ. Педагоги заинтересовались темой ранней профориентации.
Вывод
Реализация проекта позволила осуществить активизацию творческого потенциала всех участников проекта по ранней профориентации.
Для воспитанников: развитие игровой деятельности на основе сотрудничества; формирование уважительного отношения к труду взрослых; дети знают и называют большое количество профессий нашего города; пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии; дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
в свободной деятельности используют атрибуты и наряды, сформирован интерес к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений.
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Перспективы
По окончании реализации проекта «Кем стать?» результаты
его реализации будут представлены педагогическому сообществу. Планируется представить опыт работы по теме «Профориентации детей
в условиях дошкольного образования» в рамках деятельности региональной инновационной площадки «Преемственность уровней образования
в условиях его стандартизации» и разместить на официальном сайте ДОУ,
Рассматривается возможность представить данный проект
на конкурсах различного уровня.
Будущее детей – дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Надеемся, что в результате такой работы многие дети
в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.



Библиографический список:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.
2. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования /Авт.-сост. Л.С. Львова, А.А. Мартынюк, Н.В. Микляева, И.Ф. Слепцова. – М.: АРКТИ, 2014. – 112 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий
с детьми 3-7 лет.
5.       Потапова Т.Е. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»).
6.       Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.
7.       КЕМ БЫТЬ? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения. Учебно-наглядное пособие. Автор-составитель Н. В. Нищева Художник В.М. Каратай.
2020