Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Фарзалиева Л. А. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Новое время диктует новые правила. Образовательный процесс в детском саду сегодня заключается в педагогическом общении воспитателей и специалистов в различных видах совместной с дошкольниками деятельности. В структуру планирования вносятся, существенные изменения. Распределение общего объёма обязательной части (инвариантной) образовательной программы в режиме дня в соответствие с новой структурой, заявленной в ФГОС, а именно выделение время на:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность;
-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Определяемые в ФГОС подходы к образованию дошкольников в блоках совместной и самостоятельной деятельности требуют нового подхода к организации всех видов деятельности детей (игровая, двигательная, трудовая, художественная, восприятие литературы и т. д), а также к созданию предметной развивающей среды.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Построение воспитательно-образовательного процесса строится на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах. Педагогическую деятельность педагоги строят в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, это позволяет осуществлять контроль здоровья детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- организация здоровье сберегающей и развивающей среды;
- создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка;
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.
Основная задача детского сада – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей. Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на группы:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья;
-технология коррекции поведения.
К технологии сохранения и стимулирования здоровья относятся:
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.);
-подвижные и спортивные игры;
- контрастная дорожка
Технологии обучения здоровому образу жизни включает в себя:
-утреннюю гимнастику;
-совместную образовательную деятельность (ОО физкультура);
-бассейн;
-точечный массаж;
-спортивные развлечения, праздники;
-День здоровья;
-СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра);
Технологии музыкального воздействия-это:
§  музыкотерапия
§  сказка терапия
Для осуществления обогащённого физического развития и оздоровления дошколят используем нетрадиционные приёмы работы. В каждой группе имеются физкультурно – оздоровительные центры, оснащённые как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов. Ежедневно после дневного сна проводится оздоровительная гимнастика босиком под музыку, а также пальчиковая, самомассаж.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
Список литературы
1.       Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8. С. 13-20.
2.       Ничепай, О.Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду / О.Н. Ничепай // Вестник Орлеу – 2017. - №2 (16).
3.       Прохорова, Г.Е. Технологии сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса / Г.Е. Прохорова // Воспитатель ДОУ – 2019. – №6. – С.15-20
2022