Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
Проблема творчества изучается давно и имеет большой развивающий потенциал, но, к сожалению, специальных работ недостаточно, чтобы развивать все возможности данного проекта для развития творческих способностей школьников.
Творческие способности учащихся важно и необходимо развивать. Учителям следует давать детям задания, направленные на развитие творческих способностей, так как это формирует личность, позволяет ей творчески развиваться.
Я работаю концертмейстером на отделении хореографии в Детской школе искусств. На протяжении 10 лет я активно занимаюсь этим вопросом, непосредственно участвуя в процессе обучения хореографическому искусству. Это происходит через музыкальный материал, через общение с детьми и хореографом, через активное участие в постановочной работе.
Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Обучая искусству танца, необходимо одновременно вести и музыкальное воспитание: учить понимать и слушать музыку, органически соединять в единое целое движение и музыку
Творческие способности, в какой-то степени, определяются наследственными предпосылками, но главное, что способствует их формированию и развитию это:
1) Раннее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества;
2) Активные методы обучения: диагностические, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры;
3) Творческий потенциал самого учителя.
Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал доступно и понятно. Для этого создано множество методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определенному материалу и последующего выполнения заданий.
Ключевыми аспектами во время проведения урока должны стать: вовлечение в творческий процесс учеников, совместное создание образов и ролей для каждого ребенка, реализация их творческого потенциала, умение совместно сочинять новые ситуации, истории, чтобы воплощать их в классе или на сцене.
На творческих занятиях не допустим педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых детей. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия.
Очень часто я наблюдаю, что в классе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому.
В качестве пожелания к творческим содействиям учителя и детей предлагаю некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области хореографии с детьми младшего школьного возраста:
· быть готовым к тому, что дети в младшем школьном возрасте достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой.
· не ждать от детей быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5 секунд паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости.
· стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.
· быть терпеливыми, не ждать от детей «быстрых» результатов - они обязательно будут, просто не торопить события.
В мире множество методик, но детей все равно больше, так что каждый привносит в работу что-то новое, особое и здесь очень важен индивидуальный подход. В результате получается взаимообмен: дети учатся танцам, а педагог обогащает знания по педагогике.
· Чтобы ребенку процесс обучения был не в тягость, а в радость нужно его немного перехитрить. Неумолимый интерес детей к танцам вызван тем, что ребенок не замечает, как он учится. Танец преподнесен как игра, поэтому ребенок увлекается и в этом процессе педагог успевает выучить с ним нужный материал.
· Каждое движение, комбинация или игра преподносится в истории, основанной на опыте или фантазии. Ребенка интригует сам рассказ, что побуждает его больше узнать о том или ином случае. Так, через истории, совместное общение дети учатся танцевать.
· Игровые танцевальные моменты с придумыванием танцевальных сюжетов помогают развивать творчество у детей.
Если у ребенка повышенная потребность в движении, то и она может быть удовлетворена с помощью той же игры. И мы можем сделать вывод, что игра – это универсальное средство общения с детьми. И в этом смысле занятия по ритмике и основам хореографии не являются исключением. Объединяя богатый мир игр с обучением, вы приобретаете возможность сделать интересным проучивание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий.
Осуществляя в игровой форме руководство их работой, вы вызываете у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без сопротивления с их стороны, доставляя ребенку удовольствие. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют ее содержание. Следует поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача руководителя умело создавать такие условия игры, при которых сохранялось бы ее основное назначение - превратить обучение с помощью игры в интересное для ребенка дело. Ведь, игра, включенная в занятия по ритмике, основам хореографии всегда имеет свои плюсы и минусы и требует чувства меры. Детям свойствен азарт и увлеченность, которая может пойти в ущерб занятиям. Вот тут – то и нужна помощь взрослого, который хоть и не принимает участие в игре - занятии, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Дети должны наиграться сначала в одну игру.
Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. Даже в школе используется прием: закрыть ротик на замок и отдать ключик учителю.
Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, русалки или солдатика, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.
Очень важным методом является «Импровизация». В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они.
Младший школьный возраст, является фундаментом в хореографическом образовании. Все первоначальные базовые знания умения и навыки ребята получают именно в этом возрасте. Поэтому очень важно увлечь ребёнка, заинтересовать, чтобы ему хотелось идти на занятия. И эта задача ложится на плечи педагога-хореографа. Если его уроки будут интересны и доступны для понимания детей, то и результаты в хореографической деятельности будут высоки.
Активность и интерес детей младшего школьного возраста к хореографическим занятиям напрямую связан с творческой инициативой педагога, с тем, как он преподносит учебный материал, с какими эмоциями, с каким настроением. Успешность детей в хореографической деятельности вплотную зависит от профессионализма педагога. Или он знает своё дело, свою работу, как вести себя с детским коллективом, как правильно преподавать новый материал, как оценивать каждого из учеников, как анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, или допускает серьёзные ошибки в образовательном процессе, тем самым отрицательно влияя на развитие своих воспитанников.
За время работы на хореографическом отделении я повстречала много разных преподавателей. И по моим наблюдениям, те хореографы, которые работают в дружеском тандеме с концертмейстером, разделяя с ним многие вопросы по обучению детей хореографическому искусству, допускают минимум ошибок и добиваются высоких результатов в своей деятельности.
Библиографический список
1. Красовская В. М. «О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца». – Л.: Искусство.1983. – С.11-122. Николаева Е.А. Психология детского творчества: моногр. / Е.И. Николаева. - М.: Питер, 2016. – 722 с.
3. Пономарев А.Я. Психология творения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. – 480 с. (Серия "Психологи Отечества").