Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Порывкина А.А. Формирование российской гражданской идентичности личности студентов средствами гуманитарных дисциплин: история, обществознание и право

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и построение правого государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют и новые требования к образованию. Формирование гражданственности, высокой нравственности, уважение к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине, семье, воспитание толерантности – рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, представленной в ФГОС нового поколения [7].
Гражданская идентичность является результатом социального взаимодействия между индивидами, социальными группами и государством.
В психологии под «идентичностью» понимается человеческое представление о самом себе, идея о себе как уникальном существе, которая начинает развиваться уже в раннем детстве. Социальная идентичность - это характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности. Получается, что идентичность является результатом идентификации себя в определенной группе, при которой индивид позиционирует себя по отношению к другим [1].
В педагогической науке гражданская идентичность чаще всего понимается:
·          как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;
·          как тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [4].
Становление гражданской идентичности студента как осознание своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания требует, по А.Г. Асмолову, формирования четырёх личностных компонентов:
1.       когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России);
2.       ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности);
3.       эмоционального (принятия гражданской идентичности);
поведенческого (участие в общественной жизни) [6].
Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся как на уроках истории, обществознания и права, включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:
1.       Духовно-нравственное ценностное воспитание - формирование приоритетных ценностей гражданственности; уважения к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.
2.       Историческое воспитание на основе героической истории России, Архангельской области, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей и проблем региона способствует становлению гражданской позиции. Необходимо привлекать внимание не только к воинским подвигам, но и труду на благо страны.
3.       Политико-правовое воспитание – знание Конституции РФ, законов; понимание форм участия в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.
4.       Патриотическое воспитание – воспитание гражданственности и любви к Родине, осознание культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у студентов внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности) [9].
Становление гражданской идентичности студента должно пройти несколько этапов: получение знаний → формирование позитивного отношения к изученному → принятие на эмоциональном уровне → формирование поведенческих привычек. Основными этапами являются те, где важны личностные качества студента, его желание принять и осознать полученные знания и сделать их частью своей жизни [1].
Большими возможностями в плане гражданского воспитания обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.
Формирование гражданской идентичности начинается с изучения курса истории древнего мира еще в школе. Материал курса дает преподавателю возможность для формирования в умах студентов устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо уделить внимание тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, тем самым способствовало их гибели [3].
Формирование национальной гражданской идентичности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений об идентичности, сформированных при изучении истории древнего мира и дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить студентов, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху.
Интересный материал для формирования гражданской идентичности дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, преподаватель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно - угорскими и балтскими. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности [3].
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн. Для этого педагог акцентирует внимание студентов на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Материал курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача преподавателя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса.
Историческое наследие последнего столетия России богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек обучающихся, а также их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд, перед изучением любого раздела истории XX века целесообразно ставить перед студентами личностно значимую проблему [5].
Безусловно, все составляющие гражданской идентичности должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство. Руководствуясь этой идеей, для меня находкой стало использование проблемных и ситуационно-правовых задач в курсе изучения права и обществознания [10].
Технология составления ситуационно-правовых задач: с учетом теоретического материала необходимо придумать проблемную жизненную ситуацию, близкую интересами обучающимся; сформулировать вопрос по разрешению данной проблемы, для ответа на который обучающиеся должны будут применить предметные знания (знание нормативно-правовых актов, фактов, документов); предложить обучающимся определенную роль в разрешении указанной ситуации.
Как видно, специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему, но для этого необходимо конкретное предметное знание или знание смежных предметов. При решении ситуационно-правовых задач формируются универсальные учебные навыки обучающихся, прежде всего – умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию [7].
Основным источником информации на уроках является учебник, однако каким бы совершенным он не был, сформировать гражданскую идентичность без соответствующей работы преподавателя он не сможет. Необходимо выходить за рамки материала, представленного на страницах учебника. Жизнь не стоит на месте, появляются новые формы взаимодействия власти и общества, и отразить это в материале учебника не всегда представляется возможным.
Какие же темы могут способствовать формированию гражданской идентичности на уроках обществознания?
Для анализа обратимся к учебнику «Обществознание», разработанного авторским коллективом Л.Н. Боголюбова. В настоящее время серия этих учебников наиболее популярна среди преподавателей и входит в федеральный перечень. В контексте данной статьи наиболее значимым является раздел «Политика» [2].
Прежде всего, необходимо обратить внимание на тему «Политика и власть». Она включает вопрос о политических отношениях, к которым в том числе относят отношения между государством и социальными группами, государством и гражданами, однако материал учебника не показывает примеры подобного взаимодействия. Из-за недостаточного социального опыта у студентов это остается всего лишь формальным материалом, не имеющим практической значимости.
Достаточно сложной для понимания является тема «Правовое государство и гражданское общество». Если посмотреть на содержание параграфа вышеназванного учебника, то раздел, посвященный правовому государству, не только четко не выделяет признаки правового государства, но в основном связывает правовое государство с некоторыми формами правления. Примеры, иллюстрирующие правовое государство, приводятся из истории США, ФРГ. О правовом государстве в РФ в данном учебном пособии речи не идет. Однако надо помнить, что Конституция РФ провозглашает наше государство правовым, и это является одной из основ конституционного строя. Поэтому преподавателям просто необходимо дополнять материал учебника положительными примерами из российской действительности. Что касается содержания раздела «гражданское общество», то там опять же выделяются только уровни отношений внутри него. Приведение конкретных примеров - это также задача педагога.
Важное значение для формирования гражданской идентичности имеет тема «Участие гражданина в политической жизни». Речь идет о непосредственном и опосредованном участии граждан. Одной из непосредственных форм воздействия на политические процессы является обращение граждан в государственные органы, встречи с политическими деятелями. Преподаватель должен показать практические возможности для этого на примере конкретного региона. Все это будет способствовать развитию политической культуры граждан, формировать именно гражданскую политическую культуру, что напрямую связано с формированием гражданской идентичности.
В учебнике есть параграф «Я - гражданин России», содержание которого в основном направлено на изучение вопросов, связанных с военной службой, правового статуса налогоплательщика. Это абсолютно логично, т. к. защищать Отечество и платить налоги - это приоритетные обязанности граждан. Однако гражданин - это не только человек, выполняющий возложенные на него государством обязанности, но и субъект политической жизни, который может и должен взаимодействовать с властью [2].
При изучении раздела «Политика» в курсе обществознания преподаватель должен обратить внимание на следующие вопросы, которые должны быть построены, прежде всего, на региональной практике:
·          основные направления политики органов государственной власти субъекта РФ;
·          электронное (Открытое) правительство как новый способ взаимодействия государства с гражданами и бизнесом;
·          институты Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка, главной целью которых является содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
·          молодежь как субъект политики;
·          общественные объединения и пути их взаимодействия с властью;
·          деятельность политических партий в регионе.
На сегодняшний день существует множество препятствий в формировании гражданской идентичности. Среди них можно назвать отсутствие традиций гражданских объединений и взаимодоверия между социальными группами, доминирующая роль государства в определении векторов развития общества, отчуждение индивидов от сферы политики, нарушение баланса между полномочиями властей и правами личности, отсутствие механизма мирного разрешения социальных конфликтов [10].
Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо формировать гражданскую идентичность подрастающего поколения - это важная задача, которая стоит и перед учителями в основной школе, и перед преподавателями в средних и высших учебных заведениях. Только в случае ее успешного решения можно говорить о развитом правовом государстве и демократическом обществе в РФ. При этом недостаточно ориентироваться только на содержание материала учебника. Преподаватель может и должен дополнять содержание образования определенными примерами, в том числе опираться на региональный материал. Это даст возможность понять обучающимся, что власть, государство и государственные органы - не некая абстрактная субстанция, а институт, который взаимодействует с гражданами [8].
Если мы хотим жить в развитом правовом, крепком и стабильном государстве, в обществе без социальных рисков, в условиях гражданского общества и солидарности, где права и свободы будут высшей ценностью на всех уровнях человеческого общежития, то такое общество невозможно без развития гражданской идентичности каждого его индивидуума. Подрастающее поколение - это наше будущее. И наше будущее зависит от эффективности работы с молодежью.

Литературные источники:

1.       Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования мировоззрения созидающее будущее. «Вопросы образования», № 3, 2011.
2.       Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание. 11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень/Под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-е изд. М., 2010.
3.       Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование. Интернет-журнал «Проблемы современного образования» №1, 2012.
4.       Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность»//Теория и практика общественного развития. 2013. №11.
5.       Примерные программы по учебным предметам: История 5 – 9 классы.– М., Просвещение, 2010.
6.       Семенова Ю.А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1.С.104-108.
7.       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 т. № 413.

Интернет источники:

8.       http://www.inion.ru
9.       http://www.school.edu.ru
10.   http://www.den-za-dnem.ru


2019