Библиографическое описание:
Салихова З.К., Старушенко И.С. Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Перелетные птицы» // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Возрастная группа: 4-5 лет (средняя группа)
Цель: закрепить знания детей о перелетных птицах, времени года весна; формировать интерес детей к работе с пластилином
Задачи:
Обучающие: учить узнавать и называть перелетных птиц по ее характерным особенностям силуэта: клюву, лапам, шее, хвосту, крыльям;
Развивающие: закрепить представление детей о строении птицы, описывать внешний облик птиц их особенности; закрепить приемы скатывания, расплющивания пластилина, продолжать учить делить пластилин на кусочки, пользоваться стекой.;
Воспитательные:
воспитать интерес, трудолюбие, усидчивость, аккуратность бережное, заботливое отношение к птицам;
Форма организации детской деятельности: коллективная, индивидуальная
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое
Предварительная работа:наблюдение за птицами; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Материалы и оборудование: весенняя картина, картинки с изображением перелетных птиц, пластилин, доска для лепки, стек.
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в группу под звуки весеннего леса и голоса птиц
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (журчат ручьи, поют птицы)
Воспитатель: А когда это происходит? (весной)
А по каким признакам вы узнали, что наступила весна? (журчат ручьи, на деревьях набухают почки, птицы прилетели)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим на весеннюю картину, которую я для вас приготовила
Вам не кажется, что на ней чего- то не хватает?
Как вы думаете, чем можно дополнить картину? (птицами)
Давайте мы с вами слепим красивых птичек, но сначала я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она “Весенняя песня”. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Весенняя песня
Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.
· Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
· Подожди, - отвечает зима, - твое время еще не пришло.
Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:
- Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.
Вновь весна спрашивает зиму:
- Скоро ты уйдешь?
А зима хитра; вот что придумала.
- Старая стала, - отвечает весне, - все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться.
Давай так договоримся говорит зима: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.
Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.
Первые стаей прилетели грачи.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про грача?
Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением.
Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Питаются насекомыми, строят гнезда высоко на деревьях.
Воспитатель: Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.
- Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.
- Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.
Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про скворца?
Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок. Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей. Скворцы интересно поют,
Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.
- Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.
А зима только рукой махнула.
Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня?
Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.
А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про соловья?
Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист. Гнездо делает на земле или в кустах. Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.
-Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.
Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
- Ой, как звонко и красиво соловей распелся
Полетела весна к зиме.
- Слышишь, как громко поет в лесу соловей? значит, пора тебе улетать домой – на север.
- Ни куда я не уйду – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.
Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.
Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про жаворонка?
Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.
Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.
- Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.
Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.
Вопросы педагога.
1. Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
2. О каких временах года говорилось в рассказе?
3. Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
4. Какие птицы прилетели первыми?
5. Какие птицы прилетели вторыми?
6. Какая птица прилетела третьей?
7. Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?
Физкультминутка.
Воспитатель: Вы, ребята покружитесь, в птичек превратитесь.
Ну-ка, птички, полетели. Полетели и присели.
Поклевали зернышки, потянулись к солнышку.
Водички попили, перышки помыли.
В стороны посмотрели, снова полетели.
Птички крылышки подняли, птицы крыльями махали.
И правым крылом помахали и сказали: «Правым!»
И левым крылом помахали и сказали: «Левым!»
Речевая игра “Скажи наоборот”(подбор антонимов)
1. Зимой холодно, а весной … тепло.
2. Птицы могут летать высоко и … низко.
3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
4. Зима ушла, а весна … пришла.
5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.
Пальчиковая гимнастика
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.
Ребята, а чем покрыто тело птиц?
А у наших птиц нет перьев, поэтому я вам предлагаю украсить их перышками.
А делать мы это с вами будем с помощью пластилина.
Мы сегодня с вами займемся не обычной лепкой, которая называется пластилинографией.
Следите, чтобы ваши работы были аккуратными и тогда наши птички получатся красивыми.
Рефлексия
Посмотрите, какая картина у нас получилась, теперь она по-настоящему весенняя.
Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали, а что вам понравилось больше всего?
Салихова З.К., Старушенко И.С. Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Перелетные птицы» // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Возрастная группа: 4-5 лет (средняя группа)
Цель: закрепить знания детей о перелетных птицах, времени года весна; формировать интерес детей к работе с пластилином
Задачи:
Обучающие: учить узнавать и называть перелетных птиц по ее характерным особенностям силуэта: клюву, лапам, шее, хвосту, крыльям;
Развивающие: закрепить представление детей о строении птицы, описывать внешний облик птиц их особенности; закрепить приемы скатывания, расплющивания пластилина, продолжать учить делить пластилин на кусочки, пользоваться стекой.;
Воспитательные:
воспитать интерес, трудолюбие, усидчивость, аккуратность бережное, заботливое отношение к птицам;
Форма организации детской деятельности: коллективная, индивидуальная
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое
Предварительная работа:наблюдение за птицами; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Материалы и оборудование: весенняя картина, картинки с изображением перелетных птиц, пластилин, доска для лепки, стек.
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в группу под звуки весеннего леса и голоса птиц
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (журчат ручьи, поют птицы)
Воспитатель: А когда это происходит? (весной)
А по каким признакам вы узнали, что наступила весна? (журчат ручьи, на деревьях набухают почки, птицы прилетели)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим на весеннюю картину, которую я для вас приготовила
Вам не кажется, что на ней чего- то не хватает?
Как вы думаете, чем можно дополнить картину? (птицами)
Давайте мы с вами слепим красивых птичек, но сначала я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она “Весенняя песня”. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Весенняя песня
Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.
· Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
· Подожди, - отвечает зима, - твое время еще не пришло.
Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:
- Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.
Вновь весна спрашивает зиму:
- Скоро ты уйдешь?
А зима хитра; вот что придумала.
- Старая стала, - отвечает весне, - все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться.
Давай так договоримся говорит зима: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.
Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.
Первые стаей прилетели грачи.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про грача?
Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением.
Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Питаются насекомыми, строят гнезда высоко на деревьях.
Воспитатель: Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.
- Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.
- Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.
Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про скворца?
Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок. Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей. Скворцы интересно поют,
Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.
- Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.
А зима только рукой махнула.
Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня?
Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.
А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про соловья?
Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист. Гнездо делает на земле или в кустах. Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.
-Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.
Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
- Ой, как звонко и красиво соловей распелся
Полетела весна к зиме.
- Слышишь, как громко поет в лесу соловей? значит, пора тебе улетать домой – на север.
- Ни куда я не уйду – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.
Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.
Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок.
Воспитатель: Ребята кто мне расскажет про жаворонка?
Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.
Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.
- Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.
Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.
Вопросы педагога.
1. Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
2. О каких временах года говорилось в рассказе?
3. Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
4. Какие птицы прилетели первыми?
5. Какие птицы прилетели вторыми?
6. Какая птица прилетела третьей?
7. Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?
Физкультминутка.
Воспитатель: Вы, ребята покружитесь, в птичек превратитесь.
Ну-ка, птички, полетели. Полетели и присели.
Поклевали зернышки, потянулись к солнышку.
Водички попили, перышки помыли.
В стороны посмотрели, снова полетели.
Птички крылышки подняли, птицы крыльями махали.
И правым крылом помахали и сказали: «Правым!»
И левым крылом помахали и сказали: «Левым!»
Речевая игра “Скажи наоборот”(подбор антонимов)
1. Зимой холодно, а весной … тепло.
2. Птицы могут летать высоко и … низко.
3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
4. Зима ушла, а весна … пришла.
5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.
Пальчиковая гимнастика
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.
Ребята, а чем покрыто тело птиц?
А у наших птиц нет перьев, поэтому я вам предлагаю украсить их перышками.
А делать мы это с вами будем с помощью пластилина.
Мы сегодня с вами займемся не обычной лепкой, которая называется пластилинографией.
Следите, чтобы ваши работы были аккуратными и тогда наши птички получатся красивыми.
Рефлексия
Посмотрите, какая картина у нас получилась, теперь она по-настоящему весенняя.
Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали, а что вам понравилось больше всего?