Актуальные вопросы дошкольного образования

Касимова Т.А., Кочина С.В. Повышение качества образования в ДОО с помощью STEM-оборудования у детей коррекционной группы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf

Кто такие современные дети? Чем они интересуются? Что заставляет их мыслить? Эти вопросы постоянно задают себе педагоги, которые стремятся развивать детей по-новому, стремясь побудить их к исследованию, познанию и изучению окружающего мира, те педагоги, которые хотят сформировать у дошколят умение мыслить, думать и делать выводы. «В наш век новых технологий не так просто привлечь внимание дошкольника» скажете вы, но именно новые технологии нашего времени позволяют так сформировать пространство вокруг ребенка, что нахождение внутри него и будет способствовать развитию его мыслительных процессов, интеллектуального развития.
Каждый дошкольник по природе своей любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы удовлетворить его любознательность подпитать его интерес, чтобы побуждать его расти интеллектуально и умственно педагоги должны создать условия погрузив дошкольника в среду удовлетворяющую его потребностям.
Одной из новейших педагогических технологий является технология STEM-образования. Данная технология обеспечивает развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирует у них творческое мышление, инициативность, способности к принятию нестандартных решений. В настоящее время STEM-образование развивается, как один из основных мировых трендов, и основано на применении личностно-ориентированного подхода к каждому дошкольнику.
 STEM вдохновляет наших детей - будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать, конструировать, творить, мыслить, мечтать и все это дети делают играя.
Современному обществу требуются креативно мыслящие, творческие, технически подкованные личности. Дошкольный возраст — это наилучший период развития и формирование личности. Поэтому возникает необходимость внедрения STEM технологий в образовательный процесс детского сада. Эффективность использования инновационных технологий в организации образовательной деятельности особенно в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Она должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Задачи, которые ставит перед нами будущее, требуют от педагогов новых решений. Специфика же работы коррекционных групп нуждается в особой координации и взаимодействии всех участников образовательного процесса.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентированно на формирование умений самостоятельно принимать решения, видеть проблемную ситуацию с нескольких сторон, оперируя знаниями и легко включаться в мыслительный процесс. Благодаря STEM- подходу дети могут вникать в логику происходящего, понимать взаимосвязи. РППС, создаваемая при применении STEM технологии, способствует развитию всего выше сказанного. Развитие интеллектуальных способностей у детей ТНР одна из ключевых задач требующая системного подхода.
Особенности развития этих детей включают в себя и потребность в формировании межполушарных связей. Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении программ не только дошкольного образования, но в дальнейшем и школьной программы любой сложности. Создаваемая РППС с использованием STEM оборудования и его интеграция на всех этапах образовательного процесса, как ни что иное способствует этому.
Использование современных методик и STEM - технологий с учетом интеграции в образовательной деятельности группы коррекционной направленности для детей ТНР.
Для достижения поставленной поставленных целей эффективно использовать модуль «LEGO – конструирование».
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей с моделированием.
Через образовательный модуль «LEGO – конструирование»:
-развиваем способности к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и речевому планированию, комментированию обсуждению результата;
-свободное овладение русским языком (обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия, развитие связной речи);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать алгоритмы.
Образовательный модуль «Математическое развитие».
Этот модуль включает разнообразие настольных игр, пособие для сенсорного развития, набор геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки вкладыши и др.
Через образовательный модуль «Математическое развитие»:
-реализуются комплексные решения задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Балансиры, лабиринты, топорамы, доски для межполушарного развития – способствуют развитию пространственных представлений и формируют межполушарные связи.
Модуль мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»
-способствует развития всех компонентов речи;
-развитие творческих способностей;
-развитие мелкой моторики;
-формирует навыки работы в команде;
-знакомит с ИКТ.
Если же стоит вопрос, где можно использовать модули STEM то, как показывает практика на всех этапах образовательной деятельности и во всех режимных моментах. Игра с модулями, формирует у ребенка естественный интерес к техническому конструированию и моделированию. Формирует творческое мышление и развивает креативность. Развивает интеллектуальные способности и помогает накапливать исследовательский опыт. Педагог же, работающий с этими технологиями, реализует требования ФГОС достигая высоких результатов в работе с детьми.

Литература:
1.    Гилева, Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гилева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1128-1139. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18872/ (дата обращения: 14.03.2022).
2.    Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.
3.    Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
4.    Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
5.    Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.
6.    Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.
2022-06-21 08:56 2022