Библиографическое описание:
Баринова А.Н., Новикова М.В. Мастер-класс «Эффективные формы работы по речевому развитию младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
Цель: познакомить педагогов с эффективными приёмами работы по речевому развитию младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о значении речевого развития учащихся.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы педагогов МБОУ СШ № 6 г. Павлово по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов.
3. Создать условия для практического применения участниками мастер-класса предложенных приёмов работы по речевому развитию младших школьников.
Ход мастер-класса:
1 этап - Теоретическое обоснование актуальности темы
Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Наша встреча сегодня будет посвящена проблеме речевого развития младших школьников. Тема мастер-класса: «Эффективные формы работы по речевому развитию младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов».
В своей работе по развитию речевого творчества младших школьников мы опирались на труды профессора, занимавшегося исследованием развития связной речи младших школьников - Льва Семёновича Выготского и доктора педагогических наук, профессора Оксаны Семёновны Ушаковой.
Проблема развития устной и письменной речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Устранить эти расхождения и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически проводиться работа по развитию речевых навыков детей и обогащению их словарного запаса.
2 этап - Фрагмент урока русского языка на тему «Сочинение-описание «Красавица-зима» (3 класс)
Мы предлагаем вам стать участниками фрагмента урока русского языка для 3 класса по теме «Сочинение-описание «Красавица-зима»».
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок русского языка будет необычным, творческим
- А что такое творчество?
(Это создание чего-то своего, не похожего на другое)
- Как вы думаете, сегодня на уроке русского языка каким видом творчества мы будем заниматься? (Учитель подводит детей к пониманию, что уроки русского языка предполагают занятие речевым творчеством).
- Мы будем продолжать учиться составлять текст на определенную тему.
- Как вы думаете, чтобы справиться с этим заданием, что вам для этого необходимо, выберите правильный ответ:
· достаточно взмахнуть волшебной палочкой, и ты сразу научишься;
· необходимо много трудиться и тренироваться;
· можно попросить друга, который всё сделает за тебя;
· ничего не делать, вырасту – научусь.
(Учитель подводит учащихся к пониманию того, что для развития навыков речевого творчества необходимо много учиться и тренироваться.)
- А теперь послушайте мое задание: «Составьте текст-описание на тему «Красавица-зима». (Учитель выдерживает паузу, давая осмыслить задание)
- Можем мы сразу приступить к написанию текста? (Нет)
- Почему? (Мы ещё не подготовились к этой работе)
- Что вы почувствовали, услышав данное задание?
- Прочитайте и объясните значение фразеологизмов, размещённых на слайде: «Как рыба в воде», «С горем пополам», «Ломать голову», «Волосы становятся дыбом». (Учащиеся объясняют значение фразеологизмов).
- Выберите фразеологизм, который соответствует вашим чувствам, возьмите стикер соответствующего цвета и разместите в сердце нашей группы.
(Учитель подводит итог общего эмоционального состояния класса).
- Итак, чтобы у нас «волосы не вставали дыбом», давайте подготовимся к работе над текстом-описанием «Красавица-зима».
Приём «Словесная цепочка»
- Запишите в тетрадях цепочку из 5-7 слов, которые будут ассоциироваться с главным словом – зима.
(Зима – снег, мороз, иней, красота, снежинки, снегопад, блеск и т.д.)
- Нет ли в наших работах лишних слов?
- Эти слова вы можете применять при написании текста.
- Достаточно ли этих слов для написания красивого текста? (Нет)
- Продолжаем нашу работу.
Игра «Кубирование»
- Для выполнения следующего задания, вам нужно объединиться в группы.
- У меня есть кубик с заданиями. А вот какое задание будет выполнять ваша группа, покажет кубик. Вы бросаете кубик и выполняете задание, которое выпало на грани кубика.
(Грани: 1) толкование слова, 2) предложение с ним, 3) синонимы, 4) антонимы, 5) сочетания слов, 6) однокоренные слова.)
- Итак, наше слово – зима.
(Например: 1) Толкование слова – дети самостоятельно дают толкование слова «зима», затем проверяют информацию в толковом словаре.
2) Предложение – учащиеся составляют распространённые и нераспространённые предложения.
3) Синонимы – стужа, зимняя пора, морозное время года и т.д. (Учитель обращает внимание учащихся, что синонимы необходимы для избежания повторов в тексте)
4) Антонимы – лето, жара, тепло и т.д.
5) Сочетания слов – морозная зима, студёная зима, искристая зима и т.д.
6) Однокоренные слова – зимний, зимушка, зимовать и т.д.)
- А сейчас мы с вами будем собирать копилку зимних слов, которые нам помогут составить красивый текст.
Прием «Аллитерация понятия»
- Мы приступаем к работе в парах.
(Дети получают карточку со словом «зима».)
Таблица 1. Аллитерация
- На каждую букву данного слова нужно придумать прилагательные, связанные с ним.
(Например: замёрзшая, запорошенный, зимний, искристая, игривая, интересная, мягкая, морозная, молодая, алмазная, активная.)
Игра-соревнование «Только нужные слова»
- А теперь проведём небольшое соревнование по рядам. Запишите, передавая лист бумаги друг другу, как можно больше других зимних слов. В игре побеждает команда, написавшая большее количество слов за меньший промежуток времени.
(Результаты работы анализируются и размещаются на доске.)
- Выберите и запишите себе в тетради те слова, которые вам будут необходимы для написания текста.
Далее на уроке планируется составление плана текста, распределение подобранных слов, словосочетаний и предложений к каждому пункту плана и составление текста на заданную тему. В конце урока проводится рефлексия.
- Мы сегодня с вами занимались интересной, творческой работой. И смогли проявить себя настоящими творцами. Посмотрите, какая работа сегодня проделана нами. Что вы чувствуете сейчас? Выберите фразеологизм, который соответствует вашим чувствам, возьмите стикер соответствующего цвета и разместите в сердце нашей группы.
(Учитель проводит сравнительный анализ эмоционального состояния класса.)
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник / Лев Выготский. М.: АСТ «Астрель», 2011. 134 с.
2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2018. 84 с.
3. Синицына Е.И., Умные слова. М.: Лист, 2002. 53 с.
4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005. 46 с.
5. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2019. 112 с.
Баринова А.Н., Новикова М.В. Мастер-класс «Эффективные формы работы по речевому развитию младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
Цель: познакомить педагогов с эффективными приёмами работы по речевому развитию младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о значении речевого развития учащихся.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы педагогов МБОУ СШ № 6 г. Павлово по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов.
3. Создать условия для практического применения участниками мастер-класса предложенных приёмов работы по речевому развитию младших школьников.
Ход мастер-класса:
1 этап - Теоретическое обоснование актуальности темы
Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Наша встреча сегодня будет посвящена проблеме речевого развития младших школьников. Тема мастер-класса: «Эффективные формы работы по речевому развитию младших школьников на уроках русского языка при написании творческих текстов».
В своей работе по развитию речевого творчества младших школьников мы опирались на труды профессора, занимавшегося исследованием развития связной речи младших школьников - Льва Семёновича Выготского и доктора педагогических наук, профессора Оксаны Семёновны Ушаковой.
Проблема развития устной и письменной речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Устранить эти расхождения и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически проводиться работа по развитию речевых навыков детей и обогащению их словарного запаса.
2 этап - Фрагмент урока русского языка на тему «Сочинение-описание «Красавица-зима» (3 класс)
Мы предлагаем вам стать участниками фрагмента урока русского языка для 3 класса по теме «Сочинение-описание «Красавица-зима»».
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок русского языка будет необычным, творческим
- А что такое творчество?
(Это создание чего-то своего, не похожего на другое)
- Как вы думаете, сегодня на уроке русского языка каким видом творчества мы будем заниматься? (Учитель подводит детей к пониманию, что уроки русского языка предполагают занятие речевым творчеством).
- Мы будем продолжать учиться составлять текст на определенную тему.
- Как вы думаете, чтобы справиться с этим заданием, что вам для этого необходимо, выберите правильный ответ:
· достаточно взмахнуть волшебной палочкой, и ты сразу научишься;
· необходимо много трудиться и тренироваться;
· можно попросить друга, который всё сделает за тебя;
· ничего не делать, вырасту – научусь.
(Учитель подводит учащихся к пониманию того, что для развития навыков речевого творчества необходимо много учиться и тренироваться.)
- А теперь послушайте мое задание: «Составьте текст-описание на тему «Красавица-зима». (Учитель выдерживает паузу, давая осмыслить задание)
- Можем мы сразу приступить к написанию текста? (Нет)
- Почему? (Мы ещё не подготовились к этой работе)
- Что вы почувствовали, услышав данное задание?
- Прочитайте и объясните значение фразеологизмов, размещённых на слайде: «Как рыба в воде», «С горем пополам», «Ломать голову», «Волосы становятся дыбом». (Учащиеся объясняют значение фразеологизмов).
- Выберите фразеологизм, который соответствует вашим чувствам, возьмите стикер соответствующего цвета и разместите в сердце нашей группы.
(Учитель подводит итог общего эмоционального состояния класса).
- Итак, чтобы у нас «волосы не вставали дыбом», давайте подготовимся к работе над текстом-описанием «Красавица-зима».
Приём «Словесная цепочка»
- Запишите в тетрадях цепочку из 5-7 слов, которые будут ассоциироваться с главным словом – зима.
(Зима – снег, мороз, иней, красота, снежинки, снегопад, блеск и т.д.)
- Нет ли в наших работах лишних слов?
- Эти слова вы можете применять при написании текста.
- Достаточно ли этих слов для написания красивого текста? (Нет)
- Продолжаем нашу работу.
Игра «Кубирование»
- Для выполнения следующего задания, вам нужно объединиться в группы.
- У меня есть кубик с заданиями. А вот какое задание будет выполнять ваша группа, покажет кубик. Вы бросаете кубик и выполняете задание, которое выпало на грани кубика.
(Грани: 1) толкование слова, 2) предложение с ним, 3) синонимы, 4) антонимы, 5) сочетания слов, 6) однокоренные слова.)
- Итак, наше слово – зима.
(Например: 1) Толкование слова – дети самостоятельно дают толкование слова «зима», затем проверяют информацию в толковом словаре.
2) Предложение – учащиеся составляют распространённые и нераспространённые предложения.
3) Синонимы – стужа, зимняя пора, морозное время года и т.д. (Учитель обращает внимание учащихся, что синонимы необходимы для избежания повторов в тексте)
4) Антонимы – лето, жара, тепло и т.д.
5) Сочетания слов – морозная зима, студёная зима, искристая зима и т.д.
6) Однокоренные слова – зимний, зимушка, зимовать и т.д.)
- А сейчас мы с вами будем собирать копилку зимних слов, которые нам помогут составить красивый текст.
Прием «Аллитерация понятия»
- Мы приступаем к работе в парах.
(Дети получают карточку со словом «зима».)
Таблица 1. Аллитерация
- На каждую букву данного слова нужно придумать прилагательные, связанные с ним.
(Например: замёрзшая, запорошенный, зимний, искристая, игривая, интересная, мягкая, морозная, молодая, алмазная, активная.)
Игра-соревнование «Только нужные слова»
- А теперь проведём небольшое соревнование по рядам. Запишите, передавая лист бумаги друг другу, как можно больше других зимних слов. В игре побеждает команда, написавшая большее количество слов за меньший промежуток времени.
(Результаты работы анализируются и размещаются на доске.)
- Выберите и запишите себе в тетради те слова, которые вам будут необходимы для написания текста.
Далее на уроке планируется составление плана текста, распределение подобранных слов, словосочетаний и предложений к каждому пункту плана и составление текста на заданную тему. В конце урока проводится рефлексия.
- Мы сегодня с вами занимались интересной, творческой работой. И смогли проявить себя настоящими творцами. Посмотрите, какая работа сегодня проделана нами. Что вы чувствуете сейчас? Выберите фразеологизм, который соответствует вашим чувствам, возьмите стикер соответствующего цвета и разместите в сердце нашей группы.
(Учитель проводит сравнительный анализ эмоционального состояния класса.)
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник / Лев Выготский. М.: АСТ «Астрель», 2011. 134 с.
2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2018. 84 с.
3. Синицына Е.И., Умные слова. М.: Лист, 2002. 53 с.
4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005. 46 с.
5. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2019. 112 с.