Библиографическое описание:
Богатырева И.В. Арт-терапия и творческое самовыражение обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
С раннего детства каждый ребенок любит рисовать, это заложено в нем природой, ведь рисование для маленького человека — это способ познания окружающего его мира. Малыш тянется к карандашам, фломастерам, краскам эти предметы не только вызывают у него интерес, но и вовлекают его в творческую деятельность. Нередко родители наблюдают, как еще не научившийся толком говорить малыш, забыв обо всем на свете, держит в кулачке карандаш и что-то выводит на листе. Даже нарисованная, еще неумелой ручкой, «каляка-маляка» это творчество, проявление себя.
К сожалению, по мере взросления ребенка, желание заниматься творчеством у ребенка может угаснуть. Причин этому может быть множество, начиная с того, что мы взрослые, нередко ограничиваем творческую свободу ребенка, вмешиваемся в его работу, подвергаем критике его творческий опыт и заканчивая тем, что у ребенка возникает диссонанс между задуманным и получившимся рисунком. Как результат мы слышим от него фразу «я не умею рисовать». Под «не умею рисовать» ребенок имеет в виду как раз несоответствие своим собственным ожиданиям. Детское «не умею рисовать» можно смело перевести как «не соответствую своим (твоим, других взрослых) ожиданиям о рисовании».
Процесс рисования, на самом деле, естественен для каждого человека, задатки живописца, графика, или даже скульптора есть у каждого. Оказывается, именно рисование помогает привести к гармоничному состоянию внутренний мир и осмыслить происходящие с человеком события.
Рисунок человека, с точки зрения психодиагностики, является одним из самых точных и достоверных источников информации. Следует отметить, что информация, содержащаяся в рисунке (послании) является «закодированной» и что там сокрыто на самом деле надо уметь «читать». Психологи, которые применяют в своей работе рисуночные или арт-терапевтические методы (изо-терапию) должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы в этой области. Но… даже не имея психологического образования, просто внимательно разглядывая рисунок всегда можно заметить в творческих работах что-то необычное, уловить скрытое напряжение, почувствовать настроение.
В момент, когда человеку необходимо получить дополнительную энергию для преодоления стрессов, кризисов, или для преодоления жизненных трудностей, он обращается к искусству, творчеству и другим формам творческого самовыражения. Экспрессия творчества структурирует сознание человека.
Арт-терапия – проще говоря терапия искусством, помогает расслабиться, снять напряжение, тревожность, страхи, депрессию, агрессивность. Сама методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний человека. На сегодняшний день она считается одним из наиболее мягких и при этом эффективных методов. Данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия нашла достаточно широкое применение в бизнесе, социальной работе и педагогике.
Рисунок 1. Функции арт-терапии в школе
Любой человек может самостоятельно, без помощи специалиста, заниматься арт-терапией и получать послания от собственного подсознания. Методика позволяет каждому выражать свой внутренний мир через творчество.
Основополагающей целью арт-терапии, с точки зрения искусства, является получение удовольствия от процесса, раскрытие творческого потенциала. С позиции психологии, арт-терапия призвана решать внутренние психологические конфликты и проблемы. На пути к своей цели методика решает ряд немаловажных задач. Вот лишь некоторые из них:
· вызывать яркие эмоции;
· овладевать новыми знаниями, практическими навыками;
· давать выход агрессии, негативу;
· развивать самоконтроль;
· концентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
· повышать самооценку;
· запускать механизм личностного роста;
· помогать успокоиться, расслабиться;
· выражать свои ощущения;
· подтверждать свою индивидуальность, значимость.
В современной школе, где с каждым годом увеличивается поток информации, которая обрушивается лавиной не только на детей, но и на педагогов просто необходимы релаксационные формы и методы работы. Ведь ни для кого не секрет, что информационная перегрузка, может помешать учебной деятельности и нанести непоправимый вред здоровью ребенка.
Наряду с обучением большое внимание следует уделять физическому и психологическому здоровью обучающихся. Уроки изобразительного искусства как нельзя лучше позволяют решать проблему, психофизического здоровья школьников. Ведь изобразительная деятельность не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.
Всем известна истина, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Исходя из этого уроки изобразительного искусства должны заинтересовать, увлечь ребенка, взволновать его чувства, а, взволновав, заставить задуматься. Поэтому использование на уроках изобразительного искусства (если позволяет тема урока) или во внеурочной деятельности арт-терапевтических методов является весьма целесообразно.
Можно говорить и о том, что арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:
· комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
· многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
· относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
· способностью к интеграции, трансформации.
Существует огромное множество упражнений и техник арт-терапии, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Лейтмотив всех заданий – чувства и ощущения, состояние человека.
У подобных занятий существуют определенные принципы, вот одни из них:
1. поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
2. не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
3. не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
4. применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;
5. не утомлять занятиями;
6. использовать определенный ритуал занятия.
Орнамент в квадрате с зашифрованным именем как одна из форм арт-терапии для обучающихся начальной и средней школы
Книжные и интернет-магазины наводнили раскраски арт-терапии – узоры для снятия стресса. К ним относятся мандалы, раскраски антистресс, раскраски в Японском стиле, и новое направление - кототерапия и моретерапия. Это книги и альбомы с группами сложных раскрасок, направленных на снятие напряжения, погружения в себя, с целью успокоения и гармонии души. Но где же там личное творческое отражение? Оно получается, но только в цветовом решении. Опять же творчество должно заставлять задуматься…
Во всех программах по изобразительному искусству есть темы по декоративно-прикладному творчеству, связанные с составлением орнамента (орнамент в полосе, орнамент в круге, орнамент в квадрате). Обучающиеся проявляют большой интерес к составлению орнамента, если им это близко. Например, при выполнении орнамента в квадрате можно предложить составить его из собственного имени. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, в данном случае это будут буквы.
И тут начинает работать первый принцип арт-терапии, а именно, что может лучше всего поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я», конечно, его имя, не обязательно полное, оно может быть кратким, а может даже и то, которым его называет мама или которое ему нравится самому.
Обучающимся можно предложить для работы не только белые листы формата А4, но и цветные, так даже будет интереснее. Каждый имеет возможность выбрать свой любимый цвет. Из листа выкраивается квадрат путем сложения.
Затем лист необходимо сложить по двум диагоналям, затем по вертикали и по горизонтали. Хорошо прогладить сгибы. Перед началом работы квадрат следует сложить до треугольника по линиям сгиба.
Обучающимся предлагается выбрать имя и сделать предварительную разметку под количество букв имени. Прописать буквы исходя из разметки.
Когда первый треугольник заполнен, следует отвернуть часть заготовки, так чтобы получился квадрат и прописать имя еще раз, но уже в зеркальном отображении. Постепенно разворачивая, дети заполняют все поле заготовки именем и его зеркальной копией.
В результате имя прячется и получается красивый орнамент в квадрате.
Таблица 1. Последовательность работы
Получившийся рисунок дети выполняют в цвете используя фломастеры, текстовыделители, гелевые ручки, цветные карандаши.
Рисунок 4. Примеры орнаментов в цвете
В ходе работы применяются и другие принципы арт-терапии, а именно учитель не применяет негативных оценочных суждений. Обучающимся не навязывается способ деятельности и поведения вопреки его желанию. Можно работать, не раскрывая и заполняя каждый раппорт по отдельности, а сразу раскрыв весь лист и закручивая каждую букву по отдельности поворачивая квадрат.
Дети самостоятельно выбирают для себя стиль написания букв. Для себя учитель может отметить, что если в своей работе ребенок использует для написания букв геометрические формы и у него в орнаменте присутствуют квадраты, ромбы и т.д., то у этого ребенка четкие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Нередко такие дети бдительны и осторожны. Если же в работе преобладают круги и кольца, буквы скруглены связанны друг с другом или вписаны одна в другую, то это говорит о стремлении к присоединению и соучастию. Этот рисунок сигнализирует о том, что его автору одиноко, он чувствует себя как бы выключенным из внешнего мира. Таким детям не хватает дружеского участия и внимания.
В конце занятия учителю необходимо похвалить всех участников творческой работы. Возможно объединение всех получившихся орнаментов в одно большое «лоскутное одеяло», это будет наглядно демонстрировать, что каждый отдельный ребенок молодец, его работа независимо от содержания, формы и качества принимается как равная среди равных.
Рисунок 3. «Лоскутное одеяло» из квадратов с орнаментами
Следует помнить и не нарушать еще один очень важный принцип арт-терапии, занятие не должно утомить. Только в этом случае ребенок получит от него удовольствие и сможет всецело раскрыть себя в творчестве.
Библиографический список
1. Александрова Е.С. Арт-методики для развития малышей. Москва.: Цветной мир, 2018. 128 с.
2. Гузман Л. Основные практики Арт-терапии. Эффективные методы борьбы с тревогой, депрессией и ПТСР. СПб.: Эксмо, 2023. 160 с.
3. Колягин В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. Москва.: Прометей, 2016. 164 с.
Богатырева И.В. Арт-терапия и творческое самовыражение обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
С раннего детства каждый ребенок любит рисовать, это заложено в нем природой, ведь рисование для маленького человека — это способ познания окружающего его мира. Малыш тянется к карандашам, фломастерам, краскам эти предметы не только вызывают у него интерес, но и вовлекают его в творческую деятельность. Нередко родители наблюдают, как еще не научившийся толком говорить малыш, забыв обо всем на свете, держит в кулачке карандаш и что-то выводит на листе. Даже нарисованная, еще неумелой ручкой, «каляка-маляка» это творчество, проявление себя.
К сожалению, по мере взросления ребенка, желание заниматься творчеством у ребенка может угаснуть. Причин этому может быть множество, начиная с того, что мы взрослые, нередко ограничиваем творческую свободу ребенка, вмешиваемся в его работу, подвергаем критике его творческий опыт и заканчивая тем, что у ребенка возникает диссонанс между задуманным и получившимся рисунком. Как результат мы слышим от него фразу «я не умею рисовать». Под «не умею рисовать» ребенок имеет в виду как раз несоответствие своим собственным ожиданиям. Детское «не умею рисовать» можно смело перевести как «не соответствую своим (твоим, других взрослых) ожиданиям о рисовании».
Процесс рисования, на самом деле, естественен для каждого человека, задатки живописца, графика, или даже скульптора есть у каждого. Оказывается, именно рисование помогает привести к гармоничному состоянию внутренний мир и осмыслить происходящие с человеком события.
Рисунок человека, с точки зрения психодиагностики, является одним из самых точных и достоверных источников информации. Следует отметить, что информация, содержащаяся в рисунке (послании) является «закодированной» и что там сокрыто на самом деле надо уметь «читать». Психологи, которые применяют в своей работе рисуночные или арт-терапевтические методы (изо-терапию) должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы в этой области. Но… даже не имея психологического образования, просто внимательно разглядывая рисунок всегда можно заметить в творческих работах что-то необычное, уловить скрытое напряжение, почувствовать настроение.
В момент, когда человеку необходимо получить дополнительную энергию для преодоления стрессов, кризисов, или для преодоления жизненных трудностей, он обращается к искусству, творчеству и другим формам творческого самовыражения. Экспрессия творчества структурирует сознание человека.
Арт-терапия – проще говоря терапия искусством, помогает расслабиться, снять напряжение, тревожность, страхи, депрессию, агрессивность. Сама методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний человека. На сегодняшний день она считается одним из наиболее мягких и при этом эффективных методов. Данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия нашла достаточно широкое применение в бизнесе, социальной работе и педагогике.
Рисунок 1. Функции арт-терапии в школе
Любой человек может самостоятельно, без помощи специалиста, заниматься арт-терапией и получать послания от собственного подсознания. Методика позволяет каждому выражать свой внутренний мир через творчество.
Основополагающей целью арт-терапии, с точки зрения искусства, является получение удовольствия от процесса, раскрытие творческого потенциала. С позиции психологии, арт-терапия призвана решать внутренние психологические конфликты и проблемы. На пути к своей цели методика решает ряд немаловажных задач. Вот лишь некоторые из них:
· вызывать яркие эмоции;
· овладевать новыми знаниями, практическими навыками;
· давать выход агрессии, негативу;
· развивать самоконтроль;
· концентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
· повышать самооценку;
· запускать механизм личностного роста;
· помогать успокоиться, расслабиться;
· выражать свои ощущения;
· подтверждать свою индивидуальность, значимость.
В современной школе, где с каждым годом увеличивается поток информации, которая обрушивается лавиной не только на детей, но и на педагогов просто необходимы релаксационные формы и методы работы. Ведь ни для кого не секрет, что информационная перегрузка, может помешать учебной деятельности и нанести непоправимый вред здоровью ребенка.
Наряду с обучением большое внимание следует уделять физическому и психологическому здоровью обучающихся. Уроки изобразительного искусства как нельзя лучше позволяют решать проблему, психофизического здоровья школьников. Ведь изобразительная деятельность не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.
Всем известна истина, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Исходя из этого уроки изобразительного искусства должны заинтересовать, увлечь ребенка, взволновать его чувства, а, взволновав, заставить задуматься. Поэтому использование на уроках изобразительного искусства (если позволяет тема урока) или во внеурочной деятельности арт-терапевтических методов является весьма целесообразно.
Можно говорить и о том, что арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:
· комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
· многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
· относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
· способностью к интеграции, трансформации.
Существует огромное множество упражнений и техник арт-терапии, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Лейтмотив всех заданий – чувства и ощущения, состояние человека.
У подобных занятий существуют определенные принципы, вот одни из них:
1. поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
2. не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
3. не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
4. применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;
5. не утомлять занятиями;
6. использовать определенный ритуал занятия.
Орнамент в квадрате с зашифрованным именем как одна из форм арт-терапии для обучающихся начальной и средней школы
Книжные и интернет-магазины наводнили раскраски арт-терапии – узоры для снятия стресса. К ним относятся мандалы, раскраски антистресс, раскраски в Японском стиле, и новое направление - кототерапия и моретерапия. Это книги и альбомы с группами сложных раскрасок, направленных на снятие напряжения, погружения в себя, с целью успокоения и гармонии души. Но где же там личное творческое отражение? Оно получается, но только в цветовом решении. Опять же творчество должно заставлять задуматься…
Во всех программах по изобразительному искусству есть темы по декоративно-прикладному творчеству, связанные с составлением орнамента (орнамент в полосе, орнамент в круге, орнамент в квадрате). Обучающиеся проявляют большой интерес к составлению орнамента, если им это близко. Например, при выполнении орнамента в квадрате можно предложить составить его из собственного имени. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, в данном случае это будут буквы.
И тут начинает работать первый принцип арт-терапии, а именно, что может лучше всего поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я», конечно, его имя, не обязательно полное, оно может быть кратким, а может даже и то, которым его называет мама или которое ему нравится самому.
Обучающимся можно предложить для работы не только белые листы формата А4, но и цветные, так даже будет интереснее. Каждый имеет возможность выбрать свой любимый цвет. Из листа выкраивается квадрат путем сложения.
Затем лист необходимо сложить по двум диагоналям, затем по вертикали и по горизонтали. Хорошо прогладить сгибы. Перед началом работы квадрат следует сложить до треугольника по линиям сгиба.
Обучающимся предлагается выбрать имя и сделать предварительную разметку под количество букв имени. Прописать буквы исходя из разметки.
Когда первый треугольник заполнен, следует отвернуть часть заготовки, так чтобы получился квадрат и прописать имя еще раз, но уже в зеркальном отображении. Постепенно разворачивая, дети заполняют все поле заготовки именем и его зеркальной копией.
В результате имя прячется и получается красивый орнамент в квадрате.
Таблица 1. Последовательность работы
Получившийся рисунок дети выполняют в цвете используя фломастеры, текстовыделители, гелевые ручки, цветные карандаши.
Рисунок 4. Примеры орнаментов в цвете
В ходе работы применяются и другие принципы арт-терапии, а именно учитель не применяет негативных оценочных суждений. Обучающимся не навязывается способ деятельности и поведения вопреки его желанию. Можно работать, не раскрывая и заполняя каждый раппорт по отдельности, а сразу раскрыв весь лист и закручивая каждую букву по отдельности поворачивая квадрат.
Дети самостоятельно выбирают для себя стиль написания букв. Для себя учитель может отметить, что если в своей работе ребенок использует для написания букв геометрические формы и у него в орнаменте присутствуют квадраты, ромбы и т.д., то у этого ребенка четкие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Нередко такие дети бдительны и осторожны. Если же в работе преобладают круги и кольца, буквы скруглены связанны друг с другом или вписаны одна в другую, то это говорит о стремлении к присоединению и соучастию. Этот рисунок сигнализирует о том, что его автору одиноко, он чувствует себя как бы выключенным из внешнего мира. Таким детям не хватает дружеского участия и внимания.
В конце занятия учителю необходимо похвалить всех участников творческой работы. Возможно объединение всех получившихся орнаментов в одно большое «лоскутное одеяло», это будет наглядно демонстрировать, что каждый отдельный ребенок молодец, его работа независимо от содержания, формы и качества принимается как равная среди равных.
Рисунок 3. «Лоскутное одеяло» из квадратов с орнаментами
Следует помнить и не нарушать еще один очень важный принцип арт-терапии, занятие не должно утомить. Только в этом случае ребенок получит от него удовольствие и сможет всецело раскрыть себя в творчестве.
Библиографический список
1. Александрова Е.С. Арт-методики для развития малышей. Москва.: Цветной мир, 2018. 128 с.
2. Гузман Л. Основные практики Арт-терапии. Эффективные методы борьбы с тревогой, депрессией и ПТСР. СПб.: Эксмо, 2023. 160 с.
3. Колягин В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. Москва.: Прометей, 2016. 164 с.