НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гиганова В.В. Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОУ

Библиографическое описание:

Гиганова В.В. Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОУ // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства. Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему – благородная и ответственная задача. Это становится возможным только при использовании музыкальным руководителем разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей.

Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Я стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка и оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности.

Инновационная деятельностьизменяет традиционную систему. Движущей силойстановится творческийпотенциал педагогов: их отношение к работе, профессиональный рост, способности выявить возможности своих воспитанников.

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, театрализацию и др.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике:

· Коммуникативные игры и танцы– это вовлечение ребенка в процесс музицирования через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.

· Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) – подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

· Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) – это первые опыты исполнительского артистизма.

· «Хор рук» – данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

· Речевое музицирование – это речевые упражнения, которыеразвивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.

· Поэтическое музицирование – помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

· Ритмодекламация под музыку – представляет собой синтез поэзии и музыки, её называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».

· Игры звуками – в работе выделяю условно следующие направления:

звучащие жесты (музыка моего тела), шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

· Элементарное музицирование – шумовые инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но я не ограничиваюсь использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

· Эвритмия – это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму с поэтической речью или музыкой. Оно основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

· Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл – представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

· Игры с инструментами – совершенствуют ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.

· Импровизация – создание произведения одновременно с его исполнением. Одна из наилучших форм работы с детьми для образования условий свободы выражения, внутреннего состояния раскрепощения.

· Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание, так же способствует профилактике и лечению нервно-психических заболеваний.

· Анимационные танцы – здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится.

· Флешмо́б (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Здесь важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на зрелищность, и вполне допустимо смешение танцевальных стилей.

· Квесты – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для дальнейшего продвижения по сюжету. Основное содержание квестов заключается в поэтапном решении головоломок, которое приводит к общей цели. Каждая разгадка — ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты проводятся как в помещении, так и на площадке, как с одной группой, так и со всеми дошкольниками, как с детьми, так и с родителями.

· Взаимодействие с педагогами. Профессиональная взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми является ключевой для полноценного раскрытия в каждом ребенке заложенных способностей. Все педагоги работают в тесном контакте друг с другом и стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. В каждой группе должны проходить проекты, они могут быть краткосрочным, или долгосрочным. Тематика и момент окончания зависит от детей, а все специалисты должны выстраивать своё планирование на основе заявленной идеи.

· Взаимодействие с родителями. Организация работы с семьей предполагает использование различных форм и методов общения с родителями как традиционные (собрания, консультации, анкетирование, изготовление атрибутов, совместные музыкально-спортивные досуги), так и инновационные (мастер-классы, литературные гостиные, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия).

· Применение ИКТ – Компьютерные технологии
расширяют возможности музыкального руководителя
в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты мировых шедевров опер, балетов, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.

Таким образом,
Инновационные подходы к проведению музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей. Музыка для ребенка становится миром радостных переживаний. Использование
всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить, эмоционально отзываться и понимать музыку.

Литература:1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.

2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008.

3. Костина Э.П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008

4. Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004.

5. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006.

6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры - программа музыкального воспитания. М., 2006.
2023