Аннотация: В статье рассказывается об особенностях нетрадиционных техник рисования. Автор освещает их преимущества и делится формами работы из личного педагогического опыта.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в системе дошкольного образования и воспитания. Ведь благодаря рисованию у ребенка формируется эстетическое восприятие, художественный вкус, умение замечать красоту, развиваются творческие способности.
К сожалению, не у всех дошкольников получается хорошо изобразить желаемый объект или явление с помощью стандартной техники рисования. И для того, чтобы интерес к таким занятиям не пропал, мы используем нетрадиционное рисование, которое помогает ребятам в увлекательной форме реализовать свой творческий потенциал.
В привычный процесс рисования можно добавить нетрадиционные техники, тогда творчество выходит за обычные рамки и становится ещё более оригинальным. Рисование – это процесс познания и выражения себя, поэтому так важно не ставить перед ребенком строгие рамки и определенные шаблоны, а дать возможность творить. Рисование необычными материалами и методами развивает креативное мышление и воображение. Это отличный способ увлечь ребенка и показать ему, насколько необычным может быть творчество. В статье рассказываем о нетрадиционных техниках рисования для детей.
- развивает воображение, чувство композиции, объема, формы и цвета;
- стимулирует к поиску творческих идей и решений;
- позволяет сохранять высокую работоспособность на протяжении всего занятия, дети не утомляются;
- способствует интеллектуальному и психическому развитию.
Существует множество различных техник нетрадиционного рисования:
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками;
рисование ладошками;
печать из ниток;
печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
отпечатки-картинки;
печать пластилином;
масляная пастель + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные ниточки;
монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
рисование солью;
кляксография;
пластилинография;
граттаж;
фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Самые популярные и полюбившиеся нашими воспитанниками нетрадиционные техники рисования:
1. Рисование пальчиками и ладошками.
Данный способ отлично развивает мелкую моторику, а следовательно, способствует активизации речевых функций. Также пальчиковое рисование – отличный метод рефлекторного массажа, который улучшает эмоциональное и физическое состояние ребенка. Рисование пальчиками и ладошками позволяет закрепить знания цветов, а через действия с красками дети могут легко поделиться своим настроением и эмоциями.
2. Рисование самого себя, игрушек с натуры.
Предлагаем нарисовать ребенку автопортрет, используя зеркало, бумагу, краски или карандаши. Затем дети выбирают любимую игрушку и учатся рисовать с натуры, соблюдая основные признаки предмета и добиваясь максимального сходства. Рисование с натуры развивает наблюдательность, усидчивость, учит внимательности и изображать по правилам, так чтобы рисунок отражал оригинал выбранной игрушки.
3. Фотокопия.
Данная техника подразумевает создание рисунка с помощью свечи или восковых мелков на белой бумаге. Затем лист закрашивается акварельными красками. А нарисованный мелками или свечой рисунок в итоге остается не закрашенным.
4. Кляксография.
Детям предлагаем зачерпнуть пластиковой ложкой разведенную гуашь и вылить содержимое на лист. Полученные пятна прижимаются сверху вторым листом бумаги, который затем убирается и ребята рассматривают изображение, определяют на что оно похоже, при необходимости дорисовывают детали. Такая техника отлично развивает фантазию и воображение.
5. Ниткография.
Лист картона складывается пополам и внутрь кладется толстая нить, конец которой обмакивается в краску. В результате вождения ниткой внутри листа получается хаотичное изображение, в котором каждый может увидеть что-то свое. Рисунок можно обвести, придумать ему название, дорисовать необходимые детали. Данная техника рисования способствует интеллектуальному развитию детей.
Также дошкольникам нашей группы нравится рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, монотипия, печать по трафарету, оттиск поролона, рисование солью и т.д.
Таким образом, нетрадиционное рисование – это своеобразная игра, в которой дети могут чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивающая воображение и фантазию и предоставляющая большие возможности для самовыражения.
Библиографический список
Методическая литература:
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Просвещение, 2013. — 125 с.
Электронные ресурсы:Методическая разработка «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ».