Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Карпова Ю.Н. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с заиканием

Библиографическое описание:
Карпова Ю.Н. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с заиканием // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Аннотация

В статье исследуются общие аспекты проблемы такого речевого нарушения как заикание, раскрыто понятие «эмоционально-личностная сфера», представлена характеристика дошкольного возраста, рассмотрены основные особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста с заиканием, представлен обзор тетради с играми для детей дошкольного возраста с заиканием.

Ключевые слова: заикание, дошкольный возраст, эмоционально-личностная сфера, игра.

Keywords: stuttering, preschool age, emotional and personal sphere, game.

В современном мире человек находится в постоянном развитии. К одной из его конкретной деятельности относится речь. Понятие «речь» сложное и включает в себя много разных аспектов, оно входит в психолого-педагогическую проблематику. Влияние на жизнедеятельность человека оказывают многочисленные факторы, которые делятся на положительные и отрицательные. К последним относится и является одним из главных факторов – это отсутствие или расстройство речи, благодаря которому возникают различные нарушения в эмоционально-личностной сфере индивида.

Буянова А.Ю. в своей статье отразила мнение советского педагога, психолога Р. Е. Левиной. Она говорит о том, что нет речевого нарушения самого по себе. Оно всегда связано с человеком, с его особенностями, с психикой конкретного индивидуума. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребёнка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребёнок относится к своему дефекту [2,15].

Среди нарушений, возникающих в дошкольном возрасте, особое место отводится заиканию. При этом нарушении наблюдается острое эмоциональное реагирование человека на свой недостаток.

Проблема заикания одна из наиболее сложных и интересных в современной логопедии. Люди с давних времен пытаются разработать различные методы устранения заикания. Сегодня существует очень много методов, приёмов и способов лечения заикания. К ним относят аутогенную тренировку, гипноз, медикаментозное лечение, шоковую терапию и многие другие. В нашей стране наиболее часто используются методики Р. Е. Левиной, Н. А.Власовой, Л. З. Андроновой- Арутюнян, Н.А. Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова и других.

В пособии Л.В. Артищевой «Логопсихология» дано следующее определение: заикание – сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством её ритма и плавности. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создаёт серьёзные затруднения в общении [1,56]. Оно является одним из самых распространённых нарушений речи у детей. Особенно часто оно возникает в возрасте от двух до пяти лет.

К особенностям дошкольного возраста относятся:

- активное вхождение ребёнка в широкий социальный мир,

-формирование разных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,

-проявления гуманных чувств.

Эмоции являются самой главной характеристикой детства. Их внешнее проявление свидетельствует о том, что происходит в душевном мире детей.

По мнению, В.В. Зеньковского, детство - «золотое время» для эмоциональной жизни [5, 124].

У каждого из нас есть различные потребности. В дошкольном возрасте главной социальной потребностью становится потребность во внимании и любви людей, которые для ребёнка являются самыми значимыми и дорогими.

Огромное влияние данная потребность оказывает на взаимоотношения ребёнка с окружающими, особенности его поведения.

Понятие «эмоциональная сфера личности» широкое. Оно представлено различными эмоциями, а также многими эмоциональными явлениями. К ним относят нравственные, эстетические чувства, чувство прекрасного, эмпатия, удивление, удовольствие, отвращение, страх, собственные эмоциональные переживания, симпатия, дружба и другие.

Всё вышеперечисленное очень сильно воздействуют на развитие личности.

Крюкова С. В. пишет, что Л. С. Выготский рассматривал эмоции в качестве внутреннего психологического механизма связи мышления с чувственно-предметной деятельностью. Он полагал, что «эмоциональное переживание» включает в себя действенно прожитый и пережитый индивидуальный опыт успехов и неудач, побед и поражений [7, 411].

Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. в своём пособии пишут о том, что эмоция возникает тогда, когда человек, испытывающий потребность, имеет возможность для ее реализации. Положительные чувства появляются тогда, когда велика оценка вероятности удовлетворения потребности. А отрицательные эмоции возникают в том случае, если человек не видит возможности удовлетворить свою потребность [6, 13].

Эмоции – это форма отражения действительности, протекающая в виде переживаний. [6, 18].

Исследованиями осознания речевого дефекта и степени фиксированности на нем у заикающихся детей и взрослых занимались Г.М. Бреслав, А.И. Богомолова, С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, Шашкина Г.Р. и другие.

К особенностям эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с заиканием относят:

- нарушения процесса общения, а именно определённые сложности вступления в контакт с другими людьми, дети стараются быть одни, у них всё меньше и меньше становится друзей, они пассивны, избирательны и неустойчивы в общении;

- выражение эмоций у детей с заиканием очень затруднено: они не умеют их выражать, особенно те эмоции, которые требуют высокого уровня осознанности;

- для детей с заиканием очень сложно регулировать своё поведение, которое требует произвольного контроля;

- дети неуверенные, самооценка занижена, также они очень впечатлительны и ранимы, тревожны, характерны нервное напряжение, эмоциональная неустойчивость.

У заикающихся детей сильно развивается чувство своей неполноценности, так как все эти особенности становятся неотъемлемой частью личности заикающегося ребёнка.

Характер личности также изменяется. Для детей с заиканием характерны застенчивость, замкнутость, агрессивность, эмоциональная несдержанность. Может наблюдаться отсутствие желания что-то делать, нет интереса к сверстникам, не играют с ними в игры, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания.

Поскольку заикание является речевым расстройством, которое оказывает влияние, как мы уже увидели, не только на речевое развитие детей, но и на общее состояние их эмоционально-личностной сферы, то коррекционная работа с заикающимися детьми должна быть направлена на нормализацию изучаемой сферы. Подтверждение этому можно найти в многочисленных исследованиях в области специальной педагогики и психологии.

Поэтому главной задачей является создать все необходимые условия для эмоционального и личностного развития ребёнка, для развития доброго отношения и уважения к себе и к другим, для развития любви и внимания ко всему живому.

Для её решения нами была разработана тетрадь для детей дошкольного возраста с заиканием, которая включает себя набор игр, позволяющих развивать, корректировать эмоциональную сферу ребенка. Представленные упражнения помогут познакомить детей с понятиями «эмоция» и «чувства», позволять им лучше понять свои внутренние переживания

Мы выбрали игры для преодоления трудностей в эмоционально-личностном развитии детей с заиканием, потому что ведущий вид деятельности в данном возрасте – игра. Охарактеризовать детей дошкольного возраста можно так: они очень активны, эмоциональны, расширяется круг их общения, отмечается высокий познавательный интерес. Скучные и монотонные занятия им не нравятся, их привлекает всё яркое, интересное и необычное. Если не создать соответствующие условия для физического, психического и личностного развития детей дошкольного возраста, то занятия, которые ребёнку не интересны, и он не хочет на них ходить, могут резко снизить познавательный интерес в этом возрасте и сформировать отрицательное отношение к дальнейшей учебной деятельности.

Поэтому, чтобы занятия с ребёнком были интересные и познавательные, мы предлагаем использовать данную тетрадь.

Она состоит из 3-х частей:

1.Введение, где описывается актуальность данной темы.

2.Содержание, которое содержит набор игр.

3.Заключение.

Также в ней представлена литература по данной проблеме. В тетради можно увидеть примечание, оно подсказывает как можно работать с ней:

На каждое занятие специалист приносит данную тетрадь, знакомит её с детьми. Затем говорит, что это волшебная тетрадь, которая будет с нами всегда на занятиях. Также можно для каждого ребёнка купить блокнот/тетрадку, которые будут подписаны, на каждой страничке будет место для наклейки (специалист заранее готовит) или рисунка. И после того как дети вместе со специалистом на одном занятии поиграют в игры, в индивидуальной тетради ребёнка появится наклейка или рисунок, который ребёнок сам нарисует или специалист. Также специалист может давать домашние задания из неё, после выполнения которого на страничках индивидуальной тетради появятся поощрения в виде смайликов, наклеек (специалист заранее вкладывает их в тетрадь) и отдаёт её родителям, которые вместе с ребёнком выполняют задание из тетради, а затем вместе открывают индивидуальную тетрадку и находят там такое поощрение. Это один из вариантов использования данной тетради.

Второй способ – использование коробочек на занятии. У каждого ребёнка будет своя коробочка, которую они назовут (например, у одного ребёнка коробка будет называться «счастье», у другого – «радость» и так далее). После того как вы с детьми поиграете в игры, в коробочке у каждого появится разноцветный камушек. И так каждый раз коробочка будет пополняться ими, следовательно, коробочка счастья или радости будет увеличиваться.

Можно ещё много придумать способов для поднятия настроения и создания доброжелательной атмосферы на уроке.

Таким образом, это ребёнка ещё больше замотивирует и поможет в преодолении эмоциональных трудностей. Данные игры можно использовать и для обследования, и для развития эмоций.

Изучив специальную литературу по теме и пронаблюдав за изменением детей, хочется сделать такой вывод, что игры, действительно, воздействуют на эмоционально-личностную сферу ребёнка и тем самым помогают в устранении трудностей в ней.

Список литературы

1.Артищева Л.В. Логопсихология: учеб. - метод. пособие / Л.В. Артищева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.

2. Буянова А. Ю. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи / А. Ю. Буянова, Т. И. Зимукова, З. Н. Пименова, А. В. Назарова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 43-46. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8663/ (дата обращения: 10.01.2024).

3.Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 2007. 96 с.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М.: Просвещение, 1990. - С. 108 - 121.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академический проект, 2019, 406 с.

6. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007. 68 с.

7. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст]: программы эмоц. развития детей дошкол. и мл.шк. возраста:практ. пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. - М.: Генезис, 2003. 208 с.

8. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 185 с.

9. Шашкина, Г. Р. Психолого-педагогическое сопровождение заикающихся дошкольников в образовательной организации / Г. Р. Шашкина // Мировые тенденции специального и инклюзивного образования: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 22 января 2020 года. – Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2020. – С. 257-264.
2024