Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Зорина М. А. Методические приемы, используемые в работе с обучающимися с низкими образовательными результатами на уроках обществознания и истории

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


В условиях модернизации российского образования идёт усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, поскольку они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы. Кроме этого, данные дисциплины способствуют формированию собственной точки зрения у обучающихся в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Однако в последнее время прослеживается увеличение уровня обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты, что значительно затрудняет работу педагога по развитию у таких школьников необходимых знаний, умений и навыков, регламентируемых ФГОС. Под категорией «низкие образовательные результаты» (или «низкие результаты обучения») понимается устойчивая неуспеваемость обучающихся на всех этапах обучения по отдельным оценочным критериям, характеризующаяся достижением низких, критических значений форм государственного и внутришкольного контроля, и вследствие этого не обеспечивающая траекторию непрерывного образования школьников.       
Причин низкого уровня обучения отдельны детей может быть множество. Отметим основные:
● отсутствие мотивации к обучению у школьников;
● недостаточный уровень интеллектуальных способностей в силу индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучающихся;
● педагогическая запущенность учащихся;
● отсутствие должного контроля со стороны родителей;
● уровень подготовленности учащихся в начальной школе;
● ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;
● недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.
В соответствии с этим у учителей появляется ключевой вопрос «Как работать с такими обучающимися?». Одним из способов работы с ними является обязательное использование на уроках эффективных приёмов обучения, способствующих повышению мотивации учеников и активизации их познавательной деятельности. Более того, немаловажно учитывать и специфику преподаваемых предметов. Так, на основе изучаемых фактов на уроках истории и обществознания у учеников формируется конкретные представления. Принято выделять три вида исторических представлений: о фактах прошлого (материальная, социально-политическая жизнь людей); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Для формирования у учащихся полных представлений нужно не только показывать изображения и разъяснять их, но и использовать приёмы, содействующие закреплению понятий (рисование, аналогия и др.). Процесс формирования понятий эффективен, если учитель на уроках выделяет признаки понятий. Легче усваивать те понятия, которые можно представить наглядно. Понятия усваиваются несколькими путями: от наглядных представлений к первоначальным понятиям; от простых к сложным; от широких к конкретным понятиям. Понятия, усваиваемые в начале обучения истории первичны и находятся в тесной связи с представлениями. При их воспроизведении необходимы опора на образы. В старших классах начинается переход от наглядного к абстрактно-логическому мышлению. Для определения понятий надо отбирать самые существенные признаки. В старших классах для формирования сложных понятий у обучающихся с низкими образовательными результатами необходимо использовать способ «привыкание»: учитель вводит понятие, но его не объясняет, а несколько раз употребляет это понятие в материале. Ко времени его обязательного введения ученики уже с ним знакомы и сложностей с его усвоением не будет.
Как уже упоминалось ранее, на основе восприятия предметов у учащихся формируется образные представления и понятия. По внешним признакам их подразделяют на: печатные, экранные, звуковые; по содержанию на: предметные, естественные, монументальные (памятники прошлого: пирамиды, Колизей и др.); подлинные предметы материальной культуры (оружия, останки и др.); специально созданные предметы (макеты предметов быта); изобразительные (картины); условно-графические (схематические рисунки, схемы, карты); ТАСО (фильмы, аудиозаписи, CD). Только комбинированное использование указанных иллюстративных материалов (приём иллюстрирования) будет способствовать усвоению учебной информации детьми с низкими образовательным показателями.
        Помимо специфики дисциплин «История», «Обществознание», индивидуальных особенностей учащихся, их особого восприятия и мышления важно учитывать поэтапность урока, так как отдельные приёмы эффективны только на конкретных этапах. Например, на этапе актуализации знаний эффективно использование приёмов «Закодированное слово», «Ассоциативный ряд», «Согласен – не согласен», «Видеосюжет», «Слово-ребус», «Интеллектуальная разминка: шаг за шагом» и др. Эффективность данных приемов на этапе актуализации заключается в формировании эмоционального настроя обучающихся и умения синтезировать полученные ранее знания. К примеру, приём «Ассоциативный ряд» позволяет составить определение нового понятия, используя ассоциации к слову, заданному учителем. На уроке обществознания в 9 классе можно предложить обучающимся подобрать ассоциации к слову «Конституция». Полученный ряд ассоциаций будет использован для формулирования основного понятия урока (чаще всего ребята предлагают слова «закон», «документ», «право», «жизнь», «государство» и др.). Возникающие трудности при формулировании термина обучающиеся фиксируют как познавательное затруднение, для решения которого им потребуется освоить новые УУД.
        Использование приема «Видеосюжет» концентрирует внимание обучающихся на его главной идее. Фрагмент видеосъемки торжественной линейки 1 сентября для пятиклассников, ищущих себя среди первоклассников, читающих стихи, поющих в школьном хоре или «спрятанных» за огромным букетом гладиолусов, вызывает позитивный эмоциональный отклик у обучающихся при формулировании основных идей сюжета. Ребята называют ключевые слова: «первоклассник», «ранец», «директор», «первый урок», «учительница» и объединяют их одним – «школа». В разделе «Школа» на первом уроке по теме «Роль образования в жизни человека» данный приём помогает большинству обучающимся не только самостоятельно определить саму тему урока, но и помогает осознать потребность в построении учебных действий по данной теме.
С целью повышения мыслительных способностей и мотивации к предметам «История» и «Обществознание» можно использовать приём «Слово-ребус», позволяющий прибегнуть к ранее полученным знаниям и использовать знания из других предметных областей. В зашифрованном в виде рисунков, букв, слогов или чисел слове или фразе кроется тема урока или основная его цель. На уроках обществознания в 5 классе такой прием обогащает положительным эмоциональным состоянием и повышает работоспособность обучающихся.
        Ещё одним эффективным приёмом является аналогия. Принято считать, что прием аналогии в процессе обучения помогает ученикам открыть новые знания и способы деятельности, но, например, при использовании его на уроках истории стоит придерживаться иной позиции: аналогии не являются способом открытия нового знания, так как все исторические явления уникальны и не повторяются. Подобие явлений (аналогичность) говорит о схожих исторических условиях, в которых развиваются всякий раз новые уникальные явления как процесс и результат деятельности людей. На уроках истории сравнение явлений, событий, персоналий чрезвычайно важно. Такое сравнение позволяет переходить от известного (ранее изученного) события (явления, персоналии) к неизвестному. Например, заканчивая изучение Второй мировой войны и переходя к Ялтинско-Потсдамской системе послевоенного устройства, следует вспомнить Венскую и Версальско-Вашингтонскую системы мирных соглашений, завершивших Наполеоновские войны и Первую мировую войну. Так, например, можно выделить такие схожие элементы, как Священный союз, Лига Наций и Организация Объединённых Наций, которые являются попытками предотвращения новых войн и т.д., но различаются по структуре и функционально. Приём исторических аналогий также может использоваться на уроках при изучении нового материала, когда новое событие или явление изучается с опорой на ранее изученные аналогичные явления. На уроках обобщения и повторения нового материала использование аналогий позволяет структурировать учебный материал и повторять его, выделяя подобные элементы у исторических явлений.
        К числу необходимых и эффективных используемых приёмов, на наш взгляд, стоит также отнести приём запоминания. На уроках обществознания и истории учащимся нужно запомнить большое количество терминов, дат, событий и т.д. Для детей, показывающих низкие образовательные результаты, эта задача порой кажется недосягаемой. Учителю следует помочь обучающимся с этим, используя приёмы мнемотехники и не ограничиваясь заучиванием или словарным диктантом. Одним из приёмов запоминания трудных слов является «Неизвестное к известному», предполагающий запоминание с опорой на связи слов. Чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше «верёвочек», тем надежнее. Например, ученика может быть дано такое задание: Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрении (недостаточность умственного развития). Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает “небольшое количество”, поэтому олигархия — власть немногих, а олигофрения — недостаточность умственного развития.
        Для запоминания имён людей эффективно использование стихов, забавных или абсурдных сопоставлений и иллюстраций. Например, дан факт: посланник папы римского — Джовонни Плана Кор-пани — путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал “Историю монголов”. Учтелю следует предложить “запоминалку” имени любознательного итальянца поэтапно:
1. Выбираем связь: Джованни — это Иван, Ваня. Плано — он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов, Карпини — он старательно корпел над своими донесениями.
2. Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит.
3. Вербальная (словесная) проработка: “Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит”. Или то же самое, но в стихах (для младших классов):
Сидит Джованни-Ваня,
Сидит и пишет планы.
В окошко не глядит.
Над планами корпит.
Для запоминания отдельных признаков какого-либо явления уместно использование приёма “Чётки”. Почти всем людям с детста известна опорная фраза для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример “запоминалки” по принципу «чёток». Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”. Аналогичным способом можно предлагать обучающимся запомнить признаки каких-либо символических атрибутов. Например, обучающимся может быть дно задание, уже потенциально содержащее в себе ответ: Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? Так, цвета российского флага могут быть обозначены начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — голубой, Б — белый (КГБ).
Итак, использование указанных нами эффективных методических приёмов на уроках истории и обществознания способствует развитию стойкого интереса обучающихся к этим предметам, повышает их мотивацию к обучению, а также даёт возможность получить хорошие оценки и в целом улучшить качество обучения школьников, имеющих низкие образовательные результаты. Это, в свою очередь, способствует повышению результатов обучения у учеников, либо, как минимум, содействует активизации их познавательной деятельности.

Библиографический список

1.    Аналогии на уроках истории: от установления подобия к раскрытию закономерностей и освоению социального прогнозирования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analogii-na-urokah-istorii-ot-ustanovleniya-podobiya-k-raskrytii-zakonomernostey-i-osvoeniyu-sotsialnogo-prognozirovaniya/viewer (дата обращения: 19.07.2022).
2.    Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 2016. 112 с.
3.    Дорожкина Н. И. Современный урок истории. М.: ВАКО, 2009. 175 с.
4.    Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дом педагогики, 2014. 231 с.
5.    Поташник М. М. Требования к современному уроку. М.: Центр пед. образования, 2010. 271 с.
6.    Рышняк Г. М. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 456-460.
7.    Система работы с ОО с низкими образовательными результатами [Электронный ресурс]. URL: https://olonco.ru/activity/Sistema_raboty_so_shkolami_s_nizkimi_obrazovatelnymi_rezultatami_#:~:text=Под%20категорией%20«низкие%20результаты%20обучения»,обеспечивающая%20траекторию%20непрерывного%20образования%20школьников (дата обращения: 05.06.2022).
8.    Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях [Электронный ресурс]. URL: https://pach-roo.edusite.ru/p98aa1.html (дата обращения: 10.08.2022).
9.    Шершнева О.В. Использование эффективных педагогических приёмов на уроках истории и обществознания: этап актуализации знаний [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39114539_98807656.pdf (дата обращения: 29.07.2022).

2022