Панченко А.Г. Проект "Моя семья. Семейные ценности" с детьми средней группы
Библиографическое описание: Панченко А.Г. Проект "Моя семья. Семейные ценности" с детьми средней группы // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы.
Вид проекта: среднесрочный, информационно – творческий проект для детей 4-5 лет.
Цель проекта: формировать у детей понятия о семье, родословной, семейных ценностях и традициях, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта:
1. Дать детям представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «род-ные»;
2. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных ценностей, традиций и обычаев;
3. Обогащать детско–родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
4. Развивать положительно - эмоциональную среду для общения между детьми, родителями и педагогами;
5. Совершенствовать у детей умения проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Актуальность
В окружающей современную семью информационной среде, родителям и ребенку сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, народу, к России, честность, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, милосердие, трудолюбие. Эти ценности бесценны! Но в последнее время они утрачиваются. Родители меньше уделяют внимания детям, мало с ними общаются, больше времени посвящают решению своих материальных, бытовых проблем. Они мало говорят с детьми, устают, могут просто проводить время в интернете. Наблюдается исчезновение семейных ценностей, традиций, некий распад преемственности поколений. А ведь именно Семья является первым социальным институтом, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.
Проблема
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций является актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Гипотеза
Знания детей о своей семье, ее истории, семейных ценностях, традициях будут способствовать формированию их интереса к семье, укреплению семейных связей, любви и уважению к членам семьи, к старшему поколению.
Ожидаемый результат
За время реализации проекта «Моя семья. Семейные ценности» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье.
Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Формы реализации
· ООД;
· беседы;
· игры;
· консультации родителям;
· мастер-класс;
· выставка творческих работ;
· чтение художественной литературы.
Этапы проекта
1. Подготовительный
· подобрать дидактический материал, наглядные пособия, стихи, загадки, сказки и рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковые гимнастики и физминутки по теме проекта;
· подготовить консультации для родителей, провести анкетирование
2. Основной этап
· Познавательное и социально-коммуникативное развитие
ООД по познавательному развитию «Моя семья»
Дидактические игры - «Назови ласково», «Сложи картинку», «Разложи по возрасту», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Родственные отношения», «Назови по имени», «Кому, что нужно?», «Кто главный?», «Как зовут членов семьи»
Сюжетно-ролевые игры – «Семья», игровые сюжеты «Мама пришла с работы», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Праздник в семье»; «Больница», «Магазин»
Беседы с детьми - «Что такое семья?», «Кем работают твои родители?», «Мои братья и сестры», «Мои бабушка и дедушка», «Выходной день в нашей семье», «Я и мой папа», «Любимая мамочка»
· Речевое развитие - чтение стихотворений о семье, обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок, чтение художественных произведений о семье: «Гуси-лебеди «, «Красная шапочка», «Три медведя», К.Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мама» З.Воскресенская, «Посидим в тишине» Е.Благинина; составление рассказов о семье, рассказов по сюжетным картинкам; показ различных видов театрализованной деятельности;
· Художественно-эстетическое развитие - прослушивание и разучивание песен о бабушке и маме, рисование «Мама милая моя», «Моя семья», аппликация «Подарок для папы», «Открытка маме», «Любимые бабушка и дедушка», лепка «Мой дом»;
· Физическое развитие - физминутки «Семейная зарядка», «Папа», «Дружно помогаем маме»; пальчиковые игры«Кто живет в моей квартире», «Дом», «Моя семья»;
· Мероприятие во взаимодействии с семьёй - анкетирование «Семейные традиции», мастер-класс «Подарок для мамы», папка — передвижка: «Что такое генеалогическое древо?», консультации «Семья и семейные ценности», «Как провести выходные с ребенком», выставка совместных работ «Семейное древо», фотовыставка «Как я помогаю дома».
3. Заключительный этап
· Знание детьми информации о своей семье;
· Понимание значимости семьи в жизни каждого человека;
· Укрепление детско–родительских отношений, сохранение семейных ценностей и традиций;
· Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.