НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Харузина И.Н. Роль сенсорной комнаты в развитии эмоционального интеллекта ребенка

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Все родители мечтают, чтобы их ребёнок был умным, здоровым и счастливым. Стремясь обеспечить малышу хороший старт, многие начинают «работать над интеллектом» и заниматься «ранним развитием». Да, он предопределяет успех в школе, но далеко не всегда связан с успешностью ребёнка в жизни. Именно поэтому одно из важнейших мест в развитии ребенка занимает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, а иными словами развития эмоционального интеллекта (ЭИ).
Понятие эмоциональный интеллект ввели в научный обиход Питер Соловей и Джон Майер. Авторы выступали с идеей о том, что ЭИ является компонентом социального интеллекта и представляет собой сложное комплексное образование, состоящее из 4 компонентов, типов способностей.
1.       Распознавать эмоции других людей (по их внешним проявлениям – мимике, жестам, походке, поведению, голосу), а также свои собственные эмоции является способность восприятия эмоций.
2.       Способность человека активизировать процесс своего мышления, используя эмоции, как способ мотивации является второй по значимости способностью.
3.       Определять причины возникновения эмоций, понимать связь между мыслью и эмоцией, определять переход от одной эмоции к другой, понимать сложные амбивалентные чувства - является способность понимать эмоций.
4.       Сдерживать, стимулировать и направлять эмоции других людей для достижения поставленной цели, является способность управлять эмоциями.
Все эти компоненты, по мнению авторов, формируются последовательно в процессе онтогенеза и выстраиваются в иерархию.
Надо отметить, что в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.
1.        Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций, который повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.
2.        Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье.
3.        Для детей, имеющих речевые нарушения, эмоциональный интеллект может выступать в качестве условия компенсации речевых нарушений и повышать уровень социальной адаптации.
4.        Развитие эмоционального интеллекта в разы повышает социальную компетентность межличностных отношений и гарантирует успех.
Процесс развития эмоционального интеллекта не происходит спонтанно, его нужно специально и систематически развивать. В дошкольном возрасте эмоциональный интеллект развивается по следующим направлениям:
1.       Осознание эмоций благодаря речевому развитию.
2.       Освоение социальных форм выражения эмоций.
3.       Развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств.
4.       Возникновение эмоциональных переживаний по поводу настоящего и будущего.
5.       Способность к восприятию эмоций и эмоциональных состояний другого человека.
Развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте детей может осуществляться несколькими способами:
•       Посредством произведений художественной литературы. Ребенок начинает сравнивать себя с положительными героями, активно сопереживает им. При этом, как правило, отрицательный герой и его поступки осуждаются.
•       Посредством творческой деятельности. Развиваются эстетические чувства, формируются чувства прекрасного, перенося понятие «красота» на поведение детей и людей.
•       Посредством трудовой деятельности. Достигнув положительного результата, ребенок начинает получать чувство удовлетворения от совместной работы.
•       И посредством сюжетно-ролевой игры, которая помогает ребенку понять другого, учесть его пожелание и настроение.
Сенсорная комната является уникальной по своему предназначению, так как в ней можно сочетать несколько способов, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Она дает возможность стимулировать познавательную активность детей, пробуждает интерес, расширяет жизненный опыт детей.
Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создает дополнительный потенциал для развития ощущений и чувственного восприятия. В сенсорной комнате активно осуществляется стимуляция правого полушария коры головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Тем самым формируются важные навыки, без развития которых трудно представить обучение и развитие эмоционального интеллекта у ребенка.

Библиографический список

1.       Микляева, Тихонова, Чудесникова. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Методическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2019 г. 160 с.

2.       Микляева, Семенака: Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка. ФГОС. Издательство: АРКТИ, 2018 г. 208 с.

3.       Галина Колос: Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. Издательство: АРКТИ, 2018 г. 80с.

2019