Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Фомичева А.А. Детско-родительский проект средне-срочный «Вода источник здоровья и жизни»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, что бы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.


Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является проектная и исследовательская деятельность. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 
Тип проекта: информационно - обучающий; исследовательский; игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: 3 месяца (сентябрь- ноябрь ).
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,      Воспитатель:  Фомичева А.А.
Новизна: заключается в использовании новых подходов по ознакомлению детей со здоровым образом жизни и гигиеническому воспитанию.

Целеполагание

К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно дошкольный возраст детей. Дети этого возраста активно стремятся приобрести новые знания. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. 
Современная ситуация в стране требует нового уровня профессионализма в области развития личности ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и воспитательной деятельности, позволяющей заложить прочный фундамент здоровья человека. Ведь именно в ДОУ закладываются основы общей культуры личности, существенной составляющей которой является культура здоровья. Возрастает потребность социума в воспитании здоровых детей. Крайне актуально воспитание в детях ценностного отношения к собственному здоровью, бережное отношение к здоровью окружающих людей. С ранних лет необходимо заложить потребность в стабильном самооздоровлении, поддержке здоровья близких , формировать и закреплять у детей полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни. 
 Все живое связано с водой, вода источник жизни и здоровья, и человек как самое разумное существо на земле, не посредственно соприкасается с водой во всех её проявлениях. Мы не можем жить без воды, это понимают все здравомыслящие.
Актуальность проекта: Земля не случайно смотрится из космоса голубой планетой. Жизнь на Земле зародилась благодаря воде. Но, даже выйдя из океана на сушу, все живые существа и растения, остались неразрывно связаны с водой. Вода по-прежнему основа всего сущего.
Взрослый человек на две трети состоит из воды. Постоянное присутствие достаточного количества воды в организме определяет здоровье каждого человека, а значит и саму его жизнь. Именно через водную среду организм поставляет питательные вещества в клетки, выводит токсины и шлаки, проводит ежедневную «уборку и очищение» тела. Вода «смазывает» наши сосуды, регулирует температуру тела и обеспечивает нормальное пищеварение.
Человек не замечает огромной роли воды в своей жизни, если она постоянно есть под рукой. Но стоит оказаться без нее, хотя бы на несколько часов, и влага становится самой великой ценностью. Мы очень остро реагируем на самые незначительные изменения содержания воды в организме. При потере воды всего до 2% от массы тела (1-1,5 литра) у человека возникает сильная жажда, при потере 6-8% - полуобморочное состояние, при потере 10% - появляются галлюцинации, при потере 12% - человек погибает.
Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал: (карточки с изображением воды): из 20 человек  7 детей назвали правильно состояние воды, 7 детей – половинй, а 6 детей только  дождь и снег. Как сохранить здоровье , соблюдая правила гигиена из всех детей ответили правильно только 2. На вопрос знают ли дети как следить за своим телом, как и сколько раз мыть руки: 4 детей ответили правильно, 8 детей –  ответили , после показа демонстрационного материала, а 6  ребят вообще  не смогли ответить. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, и дети не могут сформулировать свои мысли и ответы, связанные с сохранением здоровья, некоторые дети редко посещают детский сад. У детей не сформированы культурно гигиенические навыки.
 Результат: Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями:
Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
Активное участие родителей в проектной деятельности.
Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
Анализировать результаты наблюдений, что вода сохраняет жизнь и здоровья.
Дети имеют представление о здоровом образе жизни образом жизни.
Дети  осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу, применяя на практике знания о бережном отношении к воде.
Дети знают волшебные свойства воды.
Содержание проектной деятельности:
Представлено тематическим планированием по старшему возрасту.
Сформировать у детей понятие здоровый образ жизни;
Вызывать интерес к окружающему миру;
 Ссозданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о здоровый образ жизни, соблюдению личной гигиены ;                                                                                              
Повысился уровень мотивации к занятиям.
Перспективы проекта:
В дальнейшем планирую разработать весенний досуг «День рождения Капельки» Всемирный день водных ресурсов 22 марта.
Цель: Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей. Создание условий для формирования у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков. Расширить и закрепить знания о значимости воды, для человека.
Задачи: Активизировать представления о взаимосвязи воды и здоровья человека.
Направить активную деятельность дошкольников на осознанное сохранение здоровья.
Создать условия для проведения практических опытов с водой.
Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга.
Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
 Определение значимости воды для жизни всего живого на Земле.
Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.
Реализацию проекта осуществила в три этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь).
Анализ уровня развития детей и их знания
 Создание необходимых условий для реализации проекта.
 Перспективное планирование для реалибетации  проекта.
 Разработка и накопление методических материалов.
II этап – основной (практический) (октябрь-ноябрь).
 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о воде и здоровом образе жизни.
Формировать полноценной речевой деятельность, у детей используя тренажер «пальчиковый бассейн» (поскольку речь формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой сфере, о вода одно из эффективных средств решения коррекционных задач усиливающие заинтересованность и позитивно влияет на мотивацию к занятиям.
Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.
Формировать эмоционально – положительное отношение к познаниям о здоровье.
Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности, способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
III этап – заключительный (ноябрь).
 Оформление результата проекта в виде презентации.
 Проведение итоговое мероприятия .
 Рекомендации на совместные прогулки (цикл наблюдений, опытов).
Заучивать стихотворения о воде, здоровье, гигиенических навыках.
 Отгадывать загадки про воду, здоровье, личной гигиены.

2022