Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является проектная и исследовательская деятельность. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Тип проекта: информационно - обучающий; исследовательский; игровой. Вид проекта: групповой. Продолжительность: 3 месяца (сентябрь- ноябрь ). Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, Воспитатель: Фомичева А.А. Новизна: заключается в использовании новых подходов по ознакомлению детей со здоровым образом жизни и гигиеническому воспитанию.
Целеполагание
К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно дошкольный возраст детей. Дети этого возраста активно стремятся приобрести новые знания. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Современная ситуация в стране требует нового уровня профессионализма в области развития личности ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и воспитательной деятельности, позволяющей заложить прочный фундамент здоровья человека. Ведь именно в ДОУ закладываются основы общей культуры личности, существенной составляющей которой является культура здоровья. Возрастает потребность социума в воспитании здоровых детей. Крайне актуально воспитание в детях ценностного отношения к собственному здоровью, бережное отношение к здоровью окружающих людей. С ранних лет необходимо заложить потребность в стабильном самооздоровлении, поддержке здоровья близких , формировать и закреплять у детей полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни. Все живое связано с водой, вода источник жизни и здоровья, и человек как самое разумное существо на земле, не посредственно соприкасается с водой во всех её проявлениях. Мы не можем жить без воды, это понимают все здравомыслящие. Актуальность проекта: Земля не случайно смотрится из космоса голубой планетой. Жизнь на Земле зародилась благодаря воде. Но, даже выйдя из океана на сушу, все живые существа и растения, остались неразрывно связаны с водой. Вода по-прежнему основа всего сущего. Взрослый человек на две трети состоит из воды. Постоянное присутствие достаточного количества воды в организме определяет здоровье каждого человека, а значит и саму его жизнь. Именно через водную среду организм поставляет питательные вещества в клетки, выводит токсины и шлаки, проводит ежедневную «уборку и очищение» тела. Вода «смазывает» наши сосуды, регулирует температуру тела и обеспечивает нормальное пищеварение. Человек не замечает огромной роли воды в своей жизни, если она постоянно есть под рукой. Но стоит оказаться без нее, хотя бы на несколько часов, и влага становится самой великой ценностью. Мы очень остро реагируем на самые незначительные изменения содержания воды в организме. При потере воды всего до 2% от массы тела (1-1,5 литра) у человека возникает сильная жажда, при потере 6-8% - полуобморочное состояние, при потере 10% - появляются галлюцинации, при потере 12% - человек погибает. Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал: (карточки с изображением воды): из 20 человек 7 детей назвали правильно состояние воды, 7 детей – половинй, а 6 детей только дождь и снег. Как сохранить здоровье , соблюдая правила гигиена из всех детей ответили правильно только 2. На вопрос знают ли дети как следить за своим телом, как и сколько раз мыть руки: 4 детей ответили правильно, 8 детей – ответили , после показа демонстрационного материала, а 6 ребят вообще не смогли ответить. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, и дети не могут сформулировать свои мысли и ответы, связанные с сохранением здоровья, некоторые дети редко посещают детский сад. У детей не сформированы культурно гигиенические навыки. Результат: Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями: Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта. Активное участие родителей в проектной деятельности. Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта. Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Анализировать результаты наблюдений, что вода сохраняет жизнь и здоровья. Дети имеют представление о здоровом образе жизни образом жизни. Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу, применяя на практике знания о бережном отношении к воде. Дети знают волшебные свойства воды. Содержание проектной деятельности: Представлено тематическим планированием по старшему возрасту. Сформировать у детей понятие здоровый образ жизни; Вызывать интерес к окружающему миру; Ссозданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о здоровый образ жизни, соблюдению личной гигиены ; Повысился уровень мотивации к занятиям. Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний досуг «День рождения Капельки» Всемирный день водных ресурсов 22 марта. Цель: Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей. Создание условий для формирования у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков. Расширить и закрепить знания о значимости воды, для человека. Задачи: Активизировать представления о взаимосвязи воды и здоровья человека. Направить активную деятельность дошкольников на осознанное сохранение здоровья. Создать условия для проведения практических опытов с водой. Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы. Определение значимости воды для жизни всего живого на Земле. Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека. Реализацию проекта осуществила в три этапа: I этап – подготовительный (сентябрь). Анализ уровня развития детей и их знания Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование для реалибетации проекта. Разработка и накопление методических материалов. II этап – основной (практический) (октябрь-ноябрь). Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о воде и здоровом образе жизни. Формировать полноценной речевой деятельность, у детей используя тренажер «пальчиковый бассейн» (поскольку речь формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой сфере, о вода одно из эффективных средств решения коррекционных задач усиливающие заинтересованность и позитивно влияет на мотивацию к занятиям. Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме. Формировать эмоционально – положительное отношение к познаниям о здоровье. Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности, способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе. III этап – заключительный (ноябрь). Оформление результата проекта в виде презентации. Проведение итоговое мероприятия . Рекомендации на совместные прогулки (цикл наблюдений, опытов). Заучивать стихотворения о воде, здоровье, гигиенических навыках. Отгадывать загадки про воду, здоровье, личной гигиены.