Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Точилина М. В., Конькова С. П. Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Единство согласованности воспитательно-образовательного процесса направленно на гармоничное развитие личности ребенка. Четкость и эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности определяется правильной организацией и распределением ежедневной нагрузки.
Основная роль в коррекционном процессе отводится учителю-дефектологу, который является координатором коррекционно-развивающей работы.
Единство и преемственность подходов в содержании работы залог успеха преодоления нарушений развития и качественный показатель высокой эффективности коррекционной деятельности.
Учитель-дефектолог организует работу по преодолению нарушений интеллектуальной деятельности, развитию психических процессов, коррекции сенсомоторных нарушений и развитию познавательной деятельности в целом.
Организация планомерной коррекционной работы включает тесную взаимосвязь с воспитателем.
Воспитатель изучает работу детей на занятиях, наблюдает в процессе режимных моментов и в свободной деятельности.
Проводится анализ результатов наблюдений и выстраивается индивидуальный план работы с каждым воспитанником.
Разработка индивидуальной образовательной программы по всем видам деятельности включает знание учителем-дефектологом содержание работы, которую проводит воспитатель.
В свою очередь, занятия учителя-дефектолога отражены в письменном формате взаимодействия педагогов, где воспитатель будет ознакомлен с содержанием коррекционной работы и последующими рекомендациями для закрепления пройденного материала.
Воспитатель обеспечивает необходимую мотивационную и познавательную базу для формирования универсальных учебных навыков. Осуществляет социальную адаптацию ребенка с задержкой психического развития в условиях группы и взаимодействие с педагогами. Сопровождение и включение ребенка во все виды деятельности, а также на занятия по физическому развитию и музыкальные занятия. Способствует обмену опытом и формированию тесной взаимосвязи между педагогами, закреплению умений и навыков в процессе коррекционной деятельности.
Совместно готовятся и реализуются праздники и развлечения, проводятся интегрированные занятия.
В целях реализации возможностей каждого ребенка используется многообразие средств подачи обучающего материала: в виде устной работы, на занятиях в продуктивной деятельности, а также игре.
Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами, применение их в быту и по назначению. Учитель-дефектолог в ходе специальных упражнений формирует сознательное употребление новых средств в речевом обращении.
На занятиях по развитию речи учителем-дефектологом уделяется особое внимание накоплению и развитию активного словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи и коммуникативных навыков. Во время организованной образовательной деятельности воспитатель формирует необходимый уровень знаний по теме недели. Расширяет и закрепляет полученные знания и всестороннее развитие в целом на занятиях в продуктивных видах деятельности, а также на прогулке и во время игры.
Игровая деятельность для ребенка дошкольного возраста является ведущей. Поэтому созданию специальной игровой ситуации отводится время для включения в образовательный процесс. Воспитатель организует игру, закрепляющую необходимые знания, полученные в процессе занятий. В увлекательной форме развиваются пространственные представления, совершенствуются наглядные формы мышления, развивается словесно-логическое мышление, формируются элементарные математические представления.
Закрепление необходимых знаний интегрируется воспитателем в повседневную жизнь детей. Раскрывается в содержании занятий по ручному труду, наблюдению за окружающим миром.
Чтобы проанализировать освоение детьми коррекционно-развивающей программы, учитель-дефектолог проводит мониторинг, согласно результатам которого, вносятся изменения и дополнения в индивидуальную программу развития каждого ребенка. Проводится оптимизация полученных результатов и создание специальных условий для коррекционной работы в процессе организованной деятельности.
Включение родителей в совместную деятельность с педагогами расширяет возможности коррекционно-образовательного процесса. Учитель-дефектолог, совместно с воспитателем, разъясняют родителям о необходимости работы с ребенком. Наиболее эффективными методами при работе с родителями являются: беседы, консультации и показ открытого занятия. Воспитатель осуществляет помощь родителю в подборе дидактического материала, развивающих игр и пособий. Учитель-дефектолог разъясняет родителям необходимость закрепления полученных знаний в процессе занятий. Стимулирует активное включение родителей в образовательный процесс, формируя понимание значимости участия, в целях закрепления полученных знаний.
Обеспечение необходимой мотивационной базы воспитателем, является ступенью к принятию основных образовательных видов деятельности.
Таким образом, комплексность и взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя оказывает продуктивное влияние на развитие дошкольника, формируя предпосылки к дальнейшему обучению в школе.

Библиографический список

1.       Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. – М.:Просвещение, 2011
2.       Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
2021