Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Пырков А.Н., Пыркова Д.С. Формирование мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом на занятиях по развитию речи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте, выражающемся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. Ведущим в картине заболевания является нарушение мышечного тонуса. В зависимости от повреждения определенных систем головного мозга возникают различные двигательные нарушения.
У детей с ДЦП нередко отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье, когда родители умышленно ограничивают общение ребенка с окружающими и контакта со сверстниками. Известно, что речь развивается только в процессе общения.
И к тому же родители дошкольника основное внимание уделяют развитию движений. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь, все сделать за него, тем самым не формируют у него потребности в деятельности и в речевом общении.
Выраженные нарушения движений и речи у детей с ДЦП отражаются на уровне их психического развития. В силу двигательной недостаточности нарушается формирование восприятия предметов окружающего мира, а восприятие является базой для развития мышления. У детей с ДЦП осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого- либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Работы В.М.Бехтерева (1928г.), А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН РФ (М.М. Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.
Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с её дном). Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП по формированию мелкой моторики рук и развитию речи.
Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.
Некоторые принципы построения коррекционно-развивающей работы:
Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.е. с первых недель и месяцев жизни, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Творческое использование таких основных дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность.
Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций.
При работе с младшими школьниками с ДЦП можно столкнуться с проблемой незрелости эмоционально-волевой сферы, инфантилизмом, в частности с отсутствием мотивации на учебные занятия, тяготением к играм.
В начальной школе, педагогу тяжело найти место на уроке для игр, т.к. педагог работает в рамках определенной программы. Но зачастую, включать элементы игры просто необходимо, так как без этого, ребенок теряет интерес к занятию. Также стоит сказать о постоянной смене деятельности на уроках, которая происходит довольно часто, так же по причине незрелости эмоционально-волевой сферы и отсутствие критичности к своему диагнозу, речевой и моторной проблеме. Это происходит еще и потому, что ребенок воспитывается дома при изрядной опеки близких и недостатке общения и конкуренции среди сверстников, которые побудили бы его на активные действия и желание быть более самостоятельным.
Для того, что бы процесс развития ребенка на занятии с педагогом шел ненавязчиво и с удовольствием, необходимо разработать индивидуальные, интересные именно этому ребенку задания в виде игр, занимательных упражнений.
Конечно, это занимает очень большие временные ресурсы педагога. Чтобы этого в какой-то мере избежать, стоит воспользоваться уже готовыми разработками по развитию речи и мелкой моторики. Каждый педагог прекрасно знает особенности детей, с которыми он работает и легко может определить, какие виды заданий заинтересуют конкретного ребенка.
В данной статье мы предлагаем образцы уроков на основе уже готовых методических разработок.
На занятии с ребенком с ДЦП мы преследуем две задачи: развитие устной речи (чтение и понимание прочитанного, пересказ с опорой на картинки или без них, но помогая вопросами по прочитанному тексту, беседа по теме) и развитие мелкой моторики. Стоит сказать о том, что первая вторая части занятий связаны между собой по смыслу, имеют одну тематическую линию.
Первое, с чего начинается занятие, это приветствие ребенка, установление с ним эмоционально-положительного контакта. Можно расспросить ребенка о том, чем он занимался дома, в какие игры играл, куда ходил с родителями на выходных и т.д., то есть поговорить с ребенком о том, что ему интересно.
Затем переходим непосредственно к образовательной деятельности, развитию устной речи. Начинаем с чтения. Тут можно использовать как готовые разработки, так и тексты с интернет сайтов, адаптированные под возраст ребенка, короткие рассказы, сказки.
После прочтения ребенком текста, нужно задать ему вопросы, что бы убедиться в том, что он понял, что прочитал. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вернуться к тому участку текста, в котором, он найдет ответ на заданный вопрос и снова его прочитать, медленно и вникая в смысл прочитанного. Если после этого ребенок снова затрудняется с ответом, педагог сам, вслух и с выражением прочитывает текст, тем самым помогая ребенку ответить на поставленный вопрос.
Еще одним медом развитие устной речи могут выступать серии сюжетных картинок, основанные на прочитанном тексте, что поможет ребенку, с опорой на них пересказать текст без наводящих вопросов.
Теперь можно перейти к развитию мелкой моторики. Прежде всего, это работа с пластилином. Работа с пластилином занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. Развивается логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение.
При работе с пластилином мы использовали следующие пособия:
«Это может ваш малыш». Пластилиновый снежок. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 года. Автор методики Е.А. Янушко
«Это может ваш малыш». Пластилиновые картинки. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 года. Автор методики Е.А. Янушко
«Это может ваш малыш». Учимся лепить. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 года. Автор методики Д.Н. Колдина
«Это может ваш малыш». Пластилиновые прятки. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 года. Автор методики Д.Н. Колдина
Пользовались книгами Шкицкой И.О. «Аппликации из пластилина», О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина», программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
Так же в своей работе мы использовали мозаику. Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.
Были разработаны схемы для собирания мозаики индивидуально для каждого ребенка, с определенным уровнем сложности. Учитывался размер поля, деталей, количество цветов и расположение деталей на схеме.
Так же пробовалась методика работы со счетными палочками. В своей деятельности мы пользовались пособием О.А. Глушаковой «Веселые счетные палочки». Дети выполняли задания по схеме-образцу. Для некоторых детей такая работа оказалась очень сложной, так как у многих плохо развита ориентировка в пространстве, что послужило препятствием для выполнения данной работы. Дети долго не могли расположить палочку в соответствии со схемой, терялись. Таким детям предлагалось выкладывать рисунок по нарисованному контору.
Другие наоборот, справлялись с этой работой быстро, без каких либо сложностей, поэтому приходилось усложнять схемы.
Нужно отметить, что во всех видах деятельности, главной задачей мы ставили развитие мелкой моторики, ловкость, подвижность пальцев, координации движений, но параллельно в этой деятельности решались и другие задачи:
·          научить детей ориентироваться в пространстве;
·          научить анализировать образец и выполнять его;
·          сформировать целенаправленность действий ведущей рукой;
·          способствовать формированию навыков счета;
·          учить и закреплять названия цветов;
·          способствовать формированию умения принимать учебную задачу, удерживать инструкцию, следовать ей;
·          способствовать развитию самостоятельности в работе.
Дети с удовольствием выполняют задания. Первая часть занятия, чтение, не очень нравится детям в силу своего дефекта, многим тяжело понять смысл прочитанного. Но благодаря дальнейшей игре с пластилином, мозаикой, палочками, стойкий интерес поддерживается в течении всего урока.
Стоит напомнить, что все занятия должны проходить систематично и последовательно. Это важно для конечного результата работы.
Библиографический список:
1.        Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. URL: https://aupam.ru/pages/deti/metodicheskie_informacionnihe_ materialih/page_02.htm (дата обращения 21.01.2018).
2.        Особенности развития мелкой моторики у детей с дцп алиева Г. М. Кгу «Карагандинская областная школа- интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» управления образования карагандинской области г. Караганда URL: http://d.120-bal.ru/doc/25756/index.html (дата обращения 23.01.2018).
3.        Дистанционное образование для детей с ОВЗ. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/01/12/distantsionnoe-obrazovanie-dlya-detey-s-ovz (дата обращения 15.02.2018).
4.        Е.А. Янушко «Это может ваш малыш». Пластилиновый снежок. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 года. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
5.        Д.Н. Колдина «Это может ваш малыш». Учимся лепить. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 года. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
6.        Глушакова, О. А. Весёлые счётные палочки / О. А. Глушакова, С. И. Дедова. Содействие, 2011.

md7-md@yandex.ru, 8(905)390-89-61

2018