Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с детьми, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми.
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение с детьми и коллегами по работе.
Структура тренинга
1. Организационный (Приветствие ведущего)
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть.
Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания.
Форма проведения тренинга:
Общая группа педагогов, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах, работа за столами.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Оборудование: набор лего-эмоции, фломастеры, «волшебный» мешок, стикеры.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель:
Снижение эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом
- формировать потребность заботы о себе
- развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения
- создание благоприятных условий для работы группы
- укрепить позитивное отношение к своей работе.
I. Организационная часть
Приветствие ведущего
- Я рада нашей встречи. Сегодня мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, побороть эмоциональное выгорание.
Во время вступительного слова, ведущий говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы.
Установление правил группы.
Ведущий объясняет, что каждый участник должен иметь правила для полноценной и результативной работы.
Выносятся правила на обсуждение:
• доверительное общение
• общение по принципу «здесь и теперь»
• искренность в общении
• определение сильных сторон личности
• недопустимость непосредственных оценок человека
II. Практическая часть
1. Упражнение «Современный педагог – это…»
Участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа создает своего «Современного педагога» из деталей лего. На каждый лего - кубик наклеивается стикер, на котором пишется качество педагога.
После того, как все участники закончили работу, каждая подгруппа зачитывает качества. В конце работы, обсуждение построек.
2. Упражнение «Лего - комплимент»
- Многие из нас в детстве любили играть в конструктор. Предлагаю с помощью лего - кубиков поиграть в игру «Лего - комплимент».
Педагогам предлагается волшебный мешочек наполненный лего деталями(количество деталей кратные по цвету). После того, как педагоги достали из мешочка лего - кубик и нашли себе соответственно по цвету лего пару, им предлагается обменяться комплиментами.
3. «Торт эмоций»
Участники делятся на две команды. Каждая команда вместе с лего деталями получает задание построить лего – торт «эмоций», украсив его деталями лего, на своё усмотрение. Затем команды «угощают» друг друга и обмениваются профессиональными пожеланиями.
III. Заключительная часть
Рефлексия, подведение итога.
- Как вы себя сейчас чувствуете? Что было самым интересным для вас сегодня? Какие из приведенных техник вы возьмете себе на вооружение?
1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2014.
2. Журавлена А. Л., Е. А. Сергиенко/ Стресс, выгорания, совладание в современном мире. – М.: Институт психологии РАН, 2011.
3. Кипнис, М. Ш. 128 игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить и сплотить группу / М. Ш. Кипнис. – М.: АСТ, 2009.