Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с детьми, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми. Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение с детьми и коллегами по работе. Структура тренинга 1. Организационный (Приветствие ведущего) 2. Практическая часть. 3. Заключительная часть. Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания. Форма проведения тренинга: Общая группа педагогов, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах, работа за столами. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи. Оборудование: набор лего-эмоции, фломастеры, «волшебный» мешок, стикеры. Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Снижение эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов. Задачи: - формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом - формировать потребность заботы о себе - развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения - создание благоприятных условий для работы группы - укрепить позитивное отношение к своей работе. I. Организационная часть Приветствие ведущего - Я рада нашей встречи. Сегодня мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, побороть эмоциональное выгорание. Во время вступительного слова, ведущий говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы. Установление правил группы. Ведущий объясняет, что каждый участник должен иметь правила для полноценной и результативной работы. Выносятся правила на обсуждение: • доверительное общение • общение по принципу «здесь и теперь» • искренность в общении • определение сильных сторон личности • недопустимость непосредственных оценок человека II. Практическая часть 1. Упражнение «Современный педагог – это…» Участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа создает своего «Современного педагога» из деталей лего. На каждый лего - кубик наклеивается стикер, на котором пишется качество педагога. После того, как все участники закончили работу, каждая подгруппа зачитывает качества. В конце работы, обсуждение построек. 2. Упражнение «Лего - комплимент» - Многие из нас в детстве любили играть в конструктор. Предлагаю с помощью лего - кубиков поиграть в игру «Лего - комплимент». Педагогам предлагается волшебный мешочек наполненный лего деталями(количество деталей кратные по цвету). После того, как педагоги достали из мешочка лего - кубик и нашли себе соответственно по цвету лего пару, им предлагается обменяться комплиментами. 3. «Торт эмоций» Участники делятся на две команды. Каждая команда вместе с лего деталями получает задание построить лего – торт «эмоций», украсив его деталями лего, на своё усмотрение. Затем команды «угощают» друг друга и обмениваются профессиональными пожеланиями. III. Заключительная часть Рефлексия, подведение итога. - Как вы себя сейчас чувствуете? Что было самым интересным для вас сегодня? Какие из приведенных техник вы возьмете себе на вооружение? 1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2014. 2. Журавлена А. Л., Е. А. Сергиенко/ Стресс, выгорания, совладание в современном мире. – М.: Институт психологии РАН, 2011. 3. Кипнис, М. Ш. 128 игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить и сплотить группу / М. Ш. Кипнис. – М.: АСТ, 2009.