Информационные технологии в современном образовательном процессе

Данилина Ю.Н. Использование сетевых технологий на уроках информатики как фактор достижения личностных и метапредметных результатов


Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Современные образовательные стандарты, помимо предметных и личностных, предъявляют требования к метапредметным результатам. Перед образовательной системой в качестве приоритетной ставится задача развития личности учащегося и получение метапредметных результатов: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) [1].
Сегодня человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Только в этом случае ему обеспечен успех.
Перед учителем встает задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не только получили предметные знания и умения, но и умели применять эти знания на практике, умели использовать их на других предметах, в жизненных ситуациях. В современных условиях глобализации и информатизации учителю необходимы методики деятельностного типа, которые помогли бы использовать весь арсенал технических средств и информационных ресурсов для получения не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, т. е. для достижения целей, которые ставят перед системой образования потребности современного общества и государства.
Особую роль в развитии личности ребенка играет организация сотрудничества. Большим педагогическим потенциалом обладают различные виды и формы сотрудничества: сотрудничество учащихся между собой, сотрудничество взрослых и детей, сотрудничество ученика и родителей и т. д., которые могут быть рассмотрены как особая форма демократизации, гуманизации их отношений, организации учебно-воспитательного процесса, предполагающая обязательную активность и взаимодействие сторон. Важной педагогической задачей становится научить школьников самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, привлекать для этого необходимых партнеров, выстраивать индивидуальные и наиболее приемлемые для себя пути решения учебной задачи [4].
Перед учителем стоит цель найти или разработать методику, позволяющую школьникам на уроках информатики не только изучить предметную область, но и достичь результатов, прописанных в ФГОС, тем самым повысить эффективность учебного процесса.
В этом случае стоит обратить внимание на популярные в среде молодежи сетевые ресурсы. Они позволяют осуществлять совместную поисково-исследовательскую деятельность: поиск онлайн-ресурсов и использование их в учебном процессе; совместное редактирование документов: создание онлайн-документов и сотрудничество между учителями с помощью текстовых документов, электронных таблиц и форм.
На базе сетевых технологий возможны различные формы организации работы – индивидуальная, совместная, работа в малых группах и т. д. Наиболее интересным представляется исследовать получение различного рода результатов – личностных, метапредметных и предметных в процессе организации учебного сотрудничества учащихся в малых группах на уроках информатики при работе над единым проектом.
По исследованию, которое проводилось среди учащихся 9-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Саранск, 75 % опрошенных хотели бы обучаться сотрудничеству при помощи современных интернет-технологий.
Если на уроках информатики использовать организацию учебного сотрудничества на базе сетевых технологий, можно добиться не только освоения предметной области информатики, но и получения метапредметных и личностных результатов за счет развития у школьников универсальных учебных действий.
Благодаря возможностям, которые представляют данные технологии, учащиеся могут общаться между собой, с учителем, организовывать совместную работу, отслеживать выполнение работы между участниками группы, презентовать себя в сети Интернет, видеть результаты своей и чужой работы, сравнивать свою деятельность с деятельностью одноклассников. Всё это позволяет встроить в учебный процесс различные компоненты деятельности: мотивационные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, информационные, за счет чего расширяются границы традиционного преподавания информатики.
Итак, как же все происходит на практике.
Совместная поисково-исследовательская деятельность осуществляется через поисковые сервисы (поиск документов различного типа). Благодаря таким видео-хостингам, как Ютуб, можно добиться высокой мотивации, если начинать урок с мотивирующего видео. Такой подход помогает заинтересовать самых скучающих учеников. Все ребята включаются в дискуссию, задают много вопросов.
Еще один способ использования видеохостинга – методика «Перевернутый класс» [3, 7]. Порой на уроках на объяснение нового материала уходит большое количество времени и поэтому на практическую работу и решение задач остается слишком мало времени. Методика «Перевернутый класс» заключается в том, что бы учащиеся в качестве домашнего задания смотрели обучающие ролики по новой теме, а в классе занимались решением задач и практическими работами, т.е. применяли полученные знания.
В качестве домашнего задания ученикам задается просматривать указанные видео, чтобы они ознакомились с темой следующего урока заранее. На следующий день с учениками решаются задачи (то есть выполняется работу, которая бывает традиционно домашней). В этом случае учитель может обеспечить быструю обратную связь, дать более подробные советы по решению, помочь отдельным ученикам.
По итогам четырехнедельного эксперимента, проведенного на базе 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32», была проведена контрольная работа по всей параллели. Она показала значительную разницу: ученики, которые смотрели видео дома и выполняли домашнее задание в классе, получили в среднем отметку на 25 % выше по параллели, и на 20% выше от своей оценки за предыдущую работу.
Так же можно и нужно использовать видеохостинг при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Часто учащиеся возвращаются к ранее изученным темам. Тогда, помимо совместной подготовки, можно рекомендую ребятам конкретные видеоролики с подробным разбором заданий. Конечно, можно записывать ролики и самому учителю и выкладывать их на свой канал. Но сейчас очень много хорошего и качественного контента в данной в области. Можно воспользоваться трудом коллег. Ученикам нравится такая форма повторения, потому что они могут поставить видео на паузу, перемотать или посмотреть только ту часть, по которой возникло больше всего вопросов.
Совместное редактирование документов – создание онлайн-документов и сотрудничество между учителями с помощью текстовых документов, электронных таблиц и форм. Это еще одна замечательная способность сетевых технологий. С этой задачей прекрасно справляются Документы Google [5]. Это Интернет-проект, созданный порталом Google для реализации совместного доступа к документам. С его помощью можно управлять документами, таблицами и презентациями, которые вы сохраняете на диске Google в облачном пространстве. При этом вы всегда сможете получить доступ к документам с любого компьютера, подключенного к Интернету.
Другими словами, проект предоставляет возможность работы над документами, таблицами и презентациями совместно с 200 другими пользователями (это максимально возможное количество пользователей, работающих над одним файлом). Причем, работать можно в реальном времени. То есть, если один из пользователей изменяет содержимое документы, то все изменения сразу же отображаются и в вашем окне. Создав документ в Google можно пригласить сразу несколько человек для совместного редактирования.
Используя данный инструмент сетевого сервиса в педагогической практике, выиграют все участники образовательного процесса. Документы Google можно использовать и в проектной деятельности, и для проведения внеклассных мероприятий, и для написания совместно статей (рефератов), что дети не любят делать в одиночку, и т.д.
Например, при изучении новой темы, я часто обращаюсь к Google таблицам. Так, при изучении устройства компьютера можно совместно с ребятами заполнять таблицу с характеристиками компьютера. При этом учащиеся самостоятельно ищут информацию в учебники или в сети Интернет.
Иногда учитель дает ученикам задание составить конспект по изученному материалу. Ученики, как правило, используют линейную запись текста с заголовками, списками, таблицами и схемами. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему? Записанное трудно запомнить, трудно выделить главное. Последствия всего этого: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому, что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет. Интеллект карта - это инструмент визуального представления и записи информации, метод, альтернативный привычному линейному способу. Это особый вид творчества, который развивает мышление и память.
Интеллект карта очень эффективный инструмент, который хорошо адаптируется к любой деятельности: подготовка к экзаменам, подготовка проекта, мозговой штурм, подготовка презентации, составление конспекта и т.д. Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
С помощью сервиса Coggle [6] можно с легкостью создавать такие карты, с дальнейшим их сохранением. Учащиеся очень любят такой прием. Причем с данным ресурсом так же, как и с Google документами, можно работать совместно. В дальнейшем созданной картой можно поделиться.
Изложенная организация учебного сотрудничества требует, чтобы преподаватель выступал в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, привлекал обучаемых к активной совместной познавательной деятельности, давал возможность учащемуся выступать в качестве субъекта деятельности, при этом достижение личностных и метапредметных результатов выступает как одна из главных образовательных целей. Для достижения поставленных целей необходимо соблюдение следующих педагогических условий: целенаправленного обучения навыкам групповой работы при помощи сетевых технологий; максимизации сетевого взаимодействия учащихся; организация целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на раскрытие индивидуальности каждого учащегося; позитивной взаимозависимости между членами группы; взаимной оценки результатов; согласованной работы двух педагогов, работающих в разных кабинетах.
Метапредметные результаты достигаются в процессе мотивационной и регулятивной деятельности, заключающейся в определении целей своей работы, осуществлении осознанного выбора способов деятельности, планировании путей достижения целей, соотношении деятельности планируемым результатам, оценивании правильности выполнения учебной задачи, владении основами самоконтроля, управления; организации учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом.
Личностные результаты достигаются в процессе познавательной и коммуникативной деятельности по поиску достоверной информации, выявлению различных точек зрения, при работе с разноформатной информацией, освоении деловой, письменной речи, привлечении новых партнеров к выполнению учебной задачи, принятии решений.
Исходя из полученных опыта, мною сделан вывод, что организация сотрудничества школьников на уроках информатики на базе сетевых технологий является эффективной для достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения школьников, необходимых в рамках современных требований к образованию, прописанных в новом ФГОС.
Таким образом, сетевые сервисы - это набор важнейших компонентов сетевого взаимодействия, обеспечивающие стабильную коммуникацию между участниками образовательного процесса. Система сетевого обучения, приближенная к реальным потребностям детей, должна быть более гуманной и личностной, чем та, которая действует за закрытыми дверьми учебных аудиторий. За сетевой педагогикой будущее. Это еще один, пока еще не используемый полностью, ресурс обновления школьного образования.

Литература:

1.      Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. – 2011. – № 4. – С.10–77. – // Администратор образования. 2011. № 5. С.32–72.
2.      Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 14.10.2018).
3.      Каллимулин Р. Перевернутый класс. Формирование информационной культуры обучающихся средствами технологии смешанного обучения // Учительская газета. – 2017. – №17. – URL http://www.ug.ru/archive/69729/ (дата обращения: 11.10.2018).
4.      Туманова О. А. Методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе интернет сервисов: диссертация... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Туманова Ольга Анатольевна;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2016.- 195 с.
5.      Совместная работа с документами Google.. – URL https://pcgramota.ru/portfolio/sovmestnaya-rabota-s-dokumentami-google/ (дата обращения: 01.10.2018)
6.      Coggle: Simple Collaborative Mind Maps & Flow Charts... – URL https://coggle.it/ (дата обращения: 14.10.2018)
7.      Inverted Classroom in Deutschland. – URL http://invertedclassroom.wordpress.com/ (дата обращения: 11.10.2018)
2019