Крюкова Т.Н. Предшкола: стандарт детского сада. Экспериментирование с живой и неживой природой
Библиографическое описание: Крюкова Т.Н. Предшкола: стандарт детского сада. Экспериментирование с живой и неживой природой // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
В рамках реализации проекта «Предшкола: стандарт детского сада» эффективным средством развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников является экспериментирование с живой и неживой природой.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, и проверять их опытным путем, делать выводы. Чем разнообразнее и интенсивнее детское экспериментирование, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.
В нашей группе мы создали «Нескучную лабораторию» и проводим тематические опыты.
В марте организовали «Весеннюю эко-лабораторию», в которой проводили весенние опыты. Вспомнили приметы весны и имели возможность наблюдать за таким природным явлением как половодье и разлив рек, наблюдали за первыми насекомыми.
Сделали лабиринт для картофеля и наблюдали как растение стремится к свету. Ребята узнали, что росткам картофеля, заключенным в темноту, трудно развиваться, но они упорно тянутся к свету. Освещенность напрямую влияет на скорость роста и развития проростков. При отсутствии достаточной освещенности стебли картофеля растут быстрее, потому что они тянутся к свету. При этом листья на них слабые и лишены окраски. Такую способность растений расти, изгибаться и поворачивать свои листья к свету ученые называют фототропизмом. Можно также понаблюдать за этим явлением на молодой рассаде или на комнатных цветах.
Сложно представить, что обычная морковка способна удивить детей. Спросите ребенка, что произойдет с ростками, если проращивать морковь вверх тормашками? Как правило, дети говорят, что ростки будут тянуться вниз. А мы решили это проверить и посадили морковь вверх – тормашками. Через пару дней появились проростки, которые по мере роста начали изгибаться и тянуться вверх! Дело в том, что за длительную историю в условиях земной жизни у растений образовался своеобразный вестибулярный аппарат. Они обладают способностью располагать свои органы, ориентируясь на земное притяжение.
Оживили бабочку статическим электричеством, узнали почему шарик жужжит как пчела. И много других весенних опытов провели с детьми.
А в апреле, мы открыли «Космическую лабораторию». В одном из опытов ребята узнали, как происходит система полива в космосе.
В космических оранжереях используется специальная система полива, которая учитывает поведение воды в условиях невесомости. Для того, чтобы вода не разлеталась во все стороны в условиях невесомости, используются специальные губки, где корни могут ее поглощать. Вода автоматически поступает к растениям через тонкие трубки, подключенные к губкам, а отработанная вода возвращается в систему для повторного использования. Мы с ребятами создали свою собственную оранжерею в закрытой банке с автоматической системой полива. Для этого мы воспроизвели любопытный опыт, который провел англичанин Дэвид Латимере. Он поместил в банку растение Традесканцию на 40 лет. И она не только не завяла там, но и благодаря фотосинтезу превратилась в целый зеленый сад.
В герметично закрытой банке в солнечном месте растение растет и развивается. Для этого, как мы помним, были соблюдены все условия: растению необходим солнечный свет (оно у нас стоит в светлом месте), вода (почву перед закрытием крышки мы полили) и тепло (оно стоит в теплом месте).
Под теплым солнечным светом вода с поверхности земли и листьев испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь на холодным стенках и крышке банки, она снова принимает жидкую форму и падает вниз в виде осадков, вновь увлажняя почву.
Вот такая автоматическая система полива получилась в нашей оранжерее из банки.
В результате опытно-экспериментальной деятельности мы отметили, что дошкольники в процессе деятельности узнают, что даже чудесам всегда есть объяснение, физическое или химическое. Дети играют в Науку, а не учат ее! Раскрывают секреты чудес! Познают удивительный Мир вокруг!
Библиографический список
1. Аверин С.А., Волосовец Т.В. STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019, 112 с.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – М.: Мозаика – Синтез, 2012, 77 с.
3. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками – М.: ТЦ Сфера, 2016, 128 с.