Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Конкина О.Ю. Использование технологии «мозгового штурма» на уроках иностранного языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования универсальные учебные действия относятся к фундаментальным результатам обучения школьников. Формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают обучающимся «умение учиться», способствует саморазвитию и самосовершенствованию посредствам осознанного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоению обучающимися определенных знаний по предмету и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД – это система действий обучающегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности [2]. Овладению метапредметными умениями способствуют новые технологии, в частности технология «мозгового штурма».
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его основная цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нестандартных вариантов решения задач. Использование данного метода способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, таким образом, фиксируются в памяти слова и фразы, преодолевается языковой барьер, что чрезвычайно важно при изучении иностранного языка.
Данная технология подходит для начала изучения новой темы, так как она демонстрирует каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями обучающийся уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание. Применение этой технологии в конце пройденной темы позволяет понять, насколько хорошо усвоен изученный материал.
Более свободными и открытыми разновидностями мозгового штурма являются игровой и ролевой. Игровой штурм проводится в форме игры –состязания. В данном типе мозгового штурма атмосфера непринужденности сочетается с конкурентной борьбой, а педагог, в свою очередь, гарантирует, что в игре не может быть проигравших. При использовании ролевого мозгового штурма, обучающиеся ассоциируют себя с другой личностью и рассматривают решение проблем с различных точек зрения. Данная технология ориентирована на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Она помогает создать раскованную атмосферу, побороть страх высказывания собственных мыслей и идей, а также обеспечить мотивацию к изучению иностранного языка. Необходимость внедрения данной технологии в практику обучения исходит из ориентации образования не столько на приобретение определенных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитию способностей [3].
Технология «мозгового» штурма относится к развивающим формам обучения, при которой создается ситуация успеха. В тоже время - это способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группах, обмен информацией. При данной технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Основной задачей технологии является необходимость применять имеющийся накопленный опыт и знания по различным предметам.
«Мозговой штурм» используется при развитии навыков устной речи на уроке иностранного языка, формировании навыков нестандартного мышления, для преодоления страха высказываться на иностранном языке, мотивации к обсуждению и выражению собственной точки зрения.
Данная технология имеет четкую структуру последовательного выполнения действий, которые приводят к итоговому результату.
Ученые выделяют несколько этапов «мозгового штурма» [1].
1.       Первый этап является подготовительным и предусматривает организацию процесса мозгового штурма. Определяются тема и итоговая цель дискуссии, обсуждаются варианты деления класса на группы.
2.       Второй этап заключается в формировании и высказывании идей. Особое внимание стоит обратить на то, что любое мнение имеет право на существование. Роль ведущего заключается в умении поддержать креативную рабочую атмосферу и не допустить критики со стороны обучающихся. Более того, необходимо побудить обучающихся к активной работе, каждая группа должна принять участие в дискуссии. На данный этап, как правило, отводится 5-7 минут. Стоит также отметить, что все идеи целесообразно отражать на доске, предоставляя возможность обучающимся видеть предложенные высказывания, что поможет избежать повторений.
3.       На финальном этапе производится анализ и оценка идей, подведение итогов мозгового штурма. Проводится систематизация и классификация идей, рассматриваются признаки, по которым можно объединить идеи, в соответствии с этими признаками они классифицируются в группы. Далее из общего количества наработанных идей выбираются наиболее рациональные и оригинальные и составляется общий список идей, возможных для практического использования.
«Мозговой штурм» эффективно используется для стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений, обучающихся как в малых, так и в больших группах. Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, способами деятельности.
Список литературы
1.       Пак Ю.С. Методика преподавания языковой техники «Мозговой штурм» на уроках английского языка / Ю.С. Пак, Г. Бернхайм // Международный школьный научный вестник. – 2017. – С. 153.
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – С. 32.
3.       Milrud P. English Teaching Methodology / P. Milrud // Higher pedagogical education. – 2005.
2018