Библиографическое описание:
Пугачева А.Г. Проектная деятельность как эффективная технология формирования функциональной грамотности // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Метод проектов относится к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Я считаю, метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности. Использование метода проекта позволяет достигать цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач.
Проекты в младших классах – это сложно? Несомненно, так и есть, но всё-таки это возможно. И есть небольшая оговорка – речь скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ребёнка это будет его проект.
Метод проектов – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления. Именно метод проектов позволяет формировать и развивать такие личностные качества ребёнка, как умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, уважать собеседника и его мнение.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностями осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, заинтересованностью ученика в работе.
Более подробно о нескольких видах проектов, которые часто использую на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Проекты-наблюдения начинаю использовать в своей практике с 1 класса. Наблюдения за окружающей средой, за домашними животными. Заводим дневник наблюдений, который является основой проекта. Специально подготовленные тетради, в которых фиксируется ход работы, посильный самому маленькому исследователю. Итогом наблюдений может стать устный рассказ, рисунок или фотокнига.
Например, с первоклассниками можно начинать с наблюдения ранней осенью за деревьями. Учащимся интересно вести дневник наблюдений за листьями ликвидамбара, когда они еще зелёными. И постепенно, неделю за неделей крона стала менять окрас. Также, можно вести дневник наблюдений за тем, как прорастают семена растений. Дети выполняют рисунки и устно рассказывают о своих наблюдениях.
Конструктивные проекты – это проекты с детальной проработкой, часто используются на уроках технологии или на занятиях по кубановедению. В эту группу относится изготовление материальных предметов. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Важный момент такого вида проектной работы – изготовление самими учениками необходимых принадлежностей. Ученики получают заранее задание. Например, изготовление закладки для любимой книги. Дети измеряли книгу, затем по алгоритму отмеряли нужное количество сантиметров. Весь необходимый подробный алгоритм учащиеся получают заранее. Другой работой может стать изготовление «волшебного пластилина». Также заранее подробный алгоритм необходимо обговорить, вплоть до того, что у каждого ученика дома есть одинаковые наборы пластилина. С помощью таково вида проектной работы можно также изготавливать аппликации, материал для которые еще летом аккуратно и бережно собирались в гербарий.
Экскурсионные проекты также являются неотъемлемой частью в работе учителя начальных классов. Целью каждой экскурсии является поиск ответа всего на один вопрос. Об этом учитель с учащимися договариваются на классных часах задолго до начала экскурсии. Необходимо распределить обязанности среди участников экскурсии. Например, кто-то записывает важные факты на маршруте, кто-то перед экскурсией готовит материал по безопасному поведению, кто-то фотографирует, кто-то собирает отзывы об экскурсии – для классного проекта. Но может быть внутри коллективного (общеклассного) проекта, и задания для своего личного проекта.
Поиск предполагает анализ лишь какого-то одного исследуемого явления. Единичность объекта экскурсии обеспечивает возможность детального, более глубокого исследования.
Проект-рассказ многогранен. Это может быть устный рассказ, рассказ-наблюдение, патриотические, исторические, просмотр фильма или мультфильма. Именно при просмотре мультфильмов в 1 классе можно и нужно использовать данный вид работы. Здесь самое главное – отношения Добра и Зла, сопереживание. Ребёнок всегда идентифицирует себя с Добром. Когда он смотрит на экран, то постоянно ищет и сортирует персонажей на самом простом уровне. Кто здесь хороший? Кто здесь плохой?
Это лишь часть работы, которую можно сделать с учащимися используя метод проектов. В зависимости от возраста объем и сложность выбираемого проекта будет возрастать. Главное, не перегружать детей, выбирать тему согласно возрасту, интересам, а зачастую именно ребята подсказывают, что они хотят изучать.
Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативно. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и тд.
Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, структурировать работу, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. С помощью методов проектов можно и нужно привлекать к действию не только детей, но и их родителей для совместной деятельности. В урочное время помогает улучшать результативность работы, помогает делать сложные темы более простыми, а самое главное интересными.
Библиографический список
1.Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
2.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
3.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Вентана Граф, 1998. – 268 с.
Пугачева А.Г. Проектная деятельность как эффективная технология формирования функциональной грамотности // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Метод проектов относится к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Я считаю, метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности. Использование метода проекта позволяет достигать цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач.
Проекты в младших классах – это сложно? Несомненно, так и есть, но всё-таки это возможно. И есть небольшая оговорка – речь скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ребёнка это будет его проект.
Метод проектов – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления. Именно метод проектов позволяет формировать и развивать такие личностные качества ребёнка, как умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, уважать собеседника и его мнение.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностями осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, заинтересованностью ученика в работе.
Более подробно о нескольких видах проектов, которые часто использую на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Проекты-наблюдения начинаю использовать в своей практике с 1 класса. Наблюдения за окружающей средой, за домашними животными. Заводим дневник наблюдений, который является основой проекта. Специально подготовленные тетради, в которых фиксируется ход работы, посильный самому маленькому исследователю. Итогом наблюдений может стать устный рассказ, рисунок или фотокнига.
Например, с первоклассниками можно начинать с наблюдения ранней осенью за деревьями. Учащимся интересно вести дневник наблюдений за листьями ликвидамбара, когда они еще зелёными. И постепенно, неделю за неделей крона стала менять окрас. Также, можно вести дневник наблюдений за тем, как прорастают семена растений. Дети выполняют рисунки и устно рассказывают о своих наблюдениях.
Конструктивные проекты – это проекты с детальной проработкой, часто используются на уроках технологии или на занятиях по кубановедению. В эту группу относится изготовление материальных предметов. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Важный момент такого вида проектной работы – изготовление самими учениками необходимых принадлежностей. Ученики получают заранее задание. Например, изготовление закладки для любимой книги. Дети измеряли книгу, затем по алгоритму отмеряли нужное количество сантиметров. Весь необходимый подробный алгоритм учащиеся получают заранее. Другой работой может стать изготовление «волшебного пластилина». Также заранее подробный алгоритм необходимо обговорить, вплоть до того, что у каждого ученика дома есть одинаковые наборы пластилина. С помощью таково вида проектной работы можно также изготавливать аппликации, материал для которые еще летом аккуратно и бережно собирались в гербарий.
Экскурсионные проекты также являются неотъемлемой частью в работе учителя начальных классов. Целью каждой экскурсии является поиск ответа всего на один вопрос. Об этом учитель с учащимися договариваются на классных часах задолго до начала экскурсии. Необходимо распределить обязанности среди участников экскурсии. Например, кто-то записывает важные факты на маршруте, кто-то перед экскурсией готовит материал по безопасному поведению, кто-то фотографирует, кто-то собирает отзывы об экскурсии – для классного проекта. Но может быть внутри коллективного (общеклассного) проекта, и задания для своего личного проекта.
Поиск предполагает анализ лишь какого-то одного исследуемого явления. Единичность объекта экскурсии обеспечивает возможность детального, более глубокого исследования.
Проект-рассказ многогранен. Это может быть устный рассказ, рассказ-наблюдение, патриотические, исторические, просмотр фильма или мультфильма. Именно при просмотре мультфильмов в 1 классе можно и нужно использовать данный вид работы. Здесь самое главное – отношения Добра и Зла, сопереживание. Ребёнок всегда идентифицирует себя с Добром. Когда он смотрит на экран, то постоянно ищет и сортирует персонажей на самом простом уровне. Кто здесь хороший? Кто здесь плохой?
Это лишь часть работы, которую можно сделать с учащимися используя метод проектов. В зависимости от возраста объем и сложность выбираемого проекта будет возрастать. Главное, не перегружать детей, выбирать тему согласно возрасту, интересам, а зачастую именно ребята подсказывают, что они хотят изучать.
Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативно. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и тд.
Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, структурировать работу, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. С помощью методов проектов можно и нужно привлекать к действию не только детей, но и их родителей для совместной деятельности. В урочное время помогает улучшать результативность работы, помогает делать сложные темы более простыми, а самое главное интересными.
Библиографический список
1.Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
2.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
3.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Вентана Граф, 1998. – 268 с.