НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бурцева А. В., Гончарова Т. С., Леонидова В. А. Управление эмоциями детей раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В любом возрасте плач - это нормальная реакция на то, что вас переполняют сильные чувства, такие как гнев, страх, стресс или даже счастье. Однако некоторые дети плачут больше, чем другие. Те же самые дети могут чаще злиться, быстрее испытывать разочарование и чрезмерно возбуждаться по сравнению со своими сверстниками. Способность регулировать сильные эмоции во многом зависит от возраста и развития.
Сильные эмоции могут немного усложнить жизнь детям, если они не научатся регулировать эмоции. Хотя это естественно усваивается с течением времени, есть способы, которыми вы можете помочь своему ребенку развить эмоциональную осведомленность и выработать здоровые навыки совладания.
Для вашего ребенка важно распознать и определить, как он себя чувствует. Начните учить их эмоциям, чтобы они узнали, что вещи, которые могут казаться аморфными или подавляющими, на самом деле имеют название.
Также важно, чтобы дети научились выражать свои эмоции социально приемлемым образом. Например, громко кричать посреди продуктового магазина или устраивать истерику в детском саду - это не нормально. Скажите детям, что они могут испытывать любые эмоции, какие захотят, и это нормально чувствовать себя по-настоящему злым или по-настоящему испуганным. Но дайте понять, что у них есть выбор в том, как они реагируют на эти неприятные чувства. Они могут расстраиваться из-за того, что в магазине кончилось их любимое мороженое, но это не значит, что можно кататься по полу, плача и мешая другим.
Дети младшего школьного возраста все еще учатся распознавать эмоции, понимать, почему они возникают и как ими управлять. По мере развития детей меняются вещи, вызывающие эмоциональные реакции, а также стратегии, которые они используют для борьбы с ними. Некоторые дети демонстрируют высокий уровень эмоциональной зрелости в довольно раннем возрасте, в то время как другим требуется больше времени, чтобы развить навыки управления своими эмоциями. Это действительно нормально - все развиваются на разных этапах и в разных темпах.
Все дети нуждаются в поддержке своих родителей и воспитателей, чтобы понять свои чувства, а также в поощрении для разработки способов управления ими – некоторым может просто понадобиться дополнительная помощь, чтобы разобраться в происходящем. Поддержка эмоционального развития детей начинается с того, чтобы обращать внимание на их чувства и замечать, как они ими управляют. Признавая эмоциональные реакции детей и предоставляя рекомендации, вы можете помочь детям понять и принять чувства, а также разработать эффективные стратегии управления ими:
Проявляйте заботу о ребенке
Давая ребенку чувство безопасности, вы помогаете ему преодолевать эмоции. Иногда, когда ребенок чувствует утомленность, голод, подавленность, страх или тревогу, ему может понадобиться ваша помощь и забота. Самое простое проявление заботы о ребенке – это открытый и искренний разговор с ним. Во время диалога придерживайтесь следующих правил:
·           Интересуйтесь у ребенка о его чувствах.
·           Используйте открытые вопросы, мотивирующие ребенка выражать эмоции («Что тебе больше всего понравилось во время прогулки в парке?», «Что еще можно вылепить из пластилина?»).
·           Дайте ребенку понять, что вы его слышите и понимаете. Разговаривайте с ним наедине, а во время диалога не отвлекайтесь ни на что постороннее.
·           Во время диалога находитесь на одном уровне с ребенком, чтобы не вызвать у него чувство дискомфорта.
·           Поддерживайте зрительный контакт с ребенком, проявляя к нему заинтересованность. Во время разговора принимайте расслабленную позу.
·           Выражение лица во время разговора не должно быть негативным.
·           Слушайте ребенка и сами поддерживайте разговор с ним.
·           Не общайтесь слишком быстро или громко.
Настройтесь на чувства и эмоции детей
Некоторые эмоции легко распознать, в то время как другие менее очевидны. Настройка на эмоции детей включает в себя изучение языка их тела, прослушивание того, что они говорят и как они это говорят, и наблюдение за их поведением. Выяснение того, что они чувствуют и почему, означает, что вы можете более эффективно реагировать на их потребности и помогать им разрабатывать конкретные стратегии – например, когда мы нервничаем, мы можем попробовать делать большие глубокие вдохи.
Устанавливаете ограничения благоприятным способом
Дети должны понимать, что иметь широкий спектр эмоций и чувств - это нормально, но есть пределы тому, как чувства должны быть выражены надлежащим образом. Вы можете установить ограничения, поговорить о том, почему они существуют и как чувства одного человека не должны расстраивать кого-то другого. Например: «Я знаю, что ты расстроен тем, что твой друг не смог прийти, но это не значит, что можно кричать на меня».
Будьте образцом для подражания
Дети узнают об эмоциях и о том, как их правильно выражать, наблюдая за другими, особенно за родителями и другими членами семьи. Показ детям того, как вы понимаете эмоции и управляете ими, помогает им учиться на вашем примере.
Поощряйте решение проблем
Помогите детям развить свои навыки управления эмоциями, побуждая их думать о различных способах реагирования. Вы можете спросить: «Что помогло бы тебе почувствовать себя храбрым?
Обеспечение безопасности
Дети успокаиваются, зная, что ответственный взрослый заботится о них и заботится об их потребностях. Родители могут помочь детям управлять своими эмоциями, создавая безопасную среду. Детям нужна дополнительная поддержка от вас, когда они чувствуют усталость, голод, грусть, страх, нервозность, возбуждение или разочарование. Регулярные процедуры, такие как время отхода ко сну и время приема пищи, уменьшают влияние стресса и помогают обеспечить чувство стабильности для детей.
Регулирование эмоций - это не просто выражение эмоций социально приемлемым образом. Это трехэтапный процесс, который включает в себя обучение детей распознаванию эмоций, помощь им в определении того, что вызывает эти эмоции, и обучение их самостоятельному управлению этими эмоциями. Когда мы учим детей тому, что их эмоции справедливы, мы помогаем им воспринимать то, что они чувствуют, как нормальное и управляемое.
Моделирование соответствующего поведения также важно в детские годы. Лучший способ научить вашего ребенка правильно реагировать на гнев-это показать ему, как это делается. Факты свидетельствуют о том, что дети улавливают наши эмоции, и что те, кто подвержен многим негативным эмоциям, с большей вероятностью будут бороться.
В конечном счете, помощь детям в управлении своими эмоциями начинается с проверки этих эмоций и создания среды, в которой они чувствуют себя в безопасности, чтобы выразить их. Дети, которые чувствуют себя в безопасности, с большей вероятностью разовьют и будут использовать соответствующие навыки регуляции эмоций, чтобы справляться с трудными чувствами.

2021