НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Якимычева В.В., Товкач Л.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического синквейна

Библиографическое описание:

Якимычева В.В., Товкач Л.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического синквейна // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на свое временную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. В связи с продолжением модернизации образования и введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования нового поколения перед современной логопедией, как педагогической наукой, стоит ряд задач, связанных с постоянным активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Это касается не только спектра чисто педагогических новаций, но и приемов воздействия, касающихся смежных наук.

В работе учителя-логопеда применяются общепринятые проверенные временем логопедические технологии, а также используются новые способы взаимодействия педагога и ребенка. Методы и приемы способны поменять векторы взаимодействия взрослого и ребенка, привнести дух новизны, создать оптимальную эмоциональную атмосферу, служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

К таким технологиям относятся:

· нейропсихологические;

· кинезитерапия;

· различные виды логопедического массажа;

· суджок-терапия;

· дыхательная гимнастика.

На службе современного учителя-логопеда стоит множество приемов с использованием различных моделей и символов. Одной из таких новых методик развития речи ребенка является синквейн.

Синквейн - (синквейн — в переводе с французского —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения).

Синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Синквейн пишется не из любых пяти строчек, а по определенным и сложным правилам. Синквейн – это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о каком-то предмете, событии или явлении, который и является темой синквейна. Это может быть краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.

Сегодня педагоги называют синквейн важным помощником в формировании осмысленной речи дошкольного возраста. Синквейн прочно вошел в систему образования и используется на занятиях, связанных не только с развитием речи как таковой.

Различают синквейн традиционный и дидактический. Остановимся на дидактическом синквейне, так как именно он используется в логопедической практике.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Работа с дидактическим синквейном позволяет решать следующие задачи:

• закреплять знания о частях речи;

• совершенствовать навык использования в речи синонимов;

• активизировать словарный запас;

• закреплять навык составления предложения;

• придать эмоциональную краску лексическим единицам, что способствует более прочному усвоению;

развивать просодическую сторону речи;

• активизировать мыслительную деятельность;

• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к предметам и явлениям;

• стимулировать развитие творческого потенциала.

Рисунок 1. Примерная схема синквейна

Напомню, что термин «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения и дидактический синквейн строится на этом же принципе. (Рисунок 1)

• первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

• вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;

• третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;

• пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

На начальном этапе дети знакомятся с символами на графической схеме синквейна. (Рисунок 2)

Рисунок 2. Символы синквейна.

Далее дети работают с графической схемой, придумывая свой синквейн, подбирая слова к символам на схеме.

Например:

1. Корова.

2. Большая, рогатая.

3. Мычит, спит, жует.

4. Большая корова жует траву.

5. Домашнее животное.

1. Курица.

2. Пестрая, черная.

3. Клюет, сидит, ходит.

4. Черная курица клюет зернышки.

5. Домашняя птица.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть анализом и обобщением; понятиями: слово-предмет (живой— неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание в предложении.

Работа ведется в нескольких направлениях:

-логопед – ребенок

-логопед – родители – ребенок

-логопед – воспитатель – ребенок

Дидактический синквейн можно применять как элемент игрового задания на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Опыт использования синквейна показывает, что дети воспринимают его как игру, как особый вид творчества, как способ выразить свое мнение, поспорить с участниками общего процесса.

Применение дидактического синквейна позволяет логопеду эффективно сочетать основные образовательные принципы – информационный, деятельностный, личностно-ориентированный, что особенно актуально в условиях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Таким образом, целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что эта технология показала себя очень эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребенком, гармонично вписывается в работу по развитию речи. Синквейн носит характер комплексного воздействия и является неиссякаемым источником для творчества и детей, и взрослых.

Библиографический список1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.

5. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками. // Логопед. – №5. – 2005.
2023