НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Басалаева И.В. Русская народная культура и традиции Архангельской области

Библиографическое описание:
Басалаева И.В. Русская народная культура и традиции Архангельской области // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Номинация: «Занятие для дошкольников по формированию целостного мировоззрения на основе традиций и истории России»

Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы в форме квест-игры

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма проведения: фронтальное занятие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: формирование интереса детей к изучению и пополнению знаний о родном крае – Архангельской области.

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с поморскими традициями; знакомить с народным костюмом и бытом и кухней поморского народа;

Развивающие: развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей;

Воспитательные: воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к поморскому народу его истории и культуре.

Технические средства и оборудование:

1. Магнитная доска;

2. Мультимедийная доска;

3. Колонки;

4. Ноутбук;

Материалы:

1. Кукла Сени Малины;

2. Карта;

3. Апельсин из бумаги;

4. Картинки с изображением быта;

5. Части паззлов;

6. Картинки с солью, рыбой и жемчугом;

7. Игра «Поймай рыбку»;

8. Разрезные картинки с одеждой поморов;

9. Шаблон сарафана и рубахи;

10. Загадки про пищу поморов;

11. Готовое ржаное тесто, стек, доска.

12. Апельсины для детей.

Предварительная работа педагога:

1. Изготовление раздаточного материала;

2. Изготовление куклы Сени Малины;

3. Создание видео про быт поморов;

4. Создание. Д/И «Поморский гардероб»;

5. Приготовления ржаного теста для козули.

Предварительная работа с детьми:

1. Посещения музея народных промыслов и ремёсел Приморья;

2. Посещения музея Архангельский пряник (козули);

3. Чтение сказок С. Писахова;

4. Д/И «Поморский гардероб»

Словарная работа:

1. Поморы;

2. Панка;

3. Повойники;

4. Козуля;

5. Берестяной туес;

6. Прялка;

7. Ухват;

8. Плетюха;

9. Жемчуг;

10. Пуд;

11. Порты.

План НОД:

Вводная часть:

Приветствие, создается проблемная ситуация (5 минут).

Основная часть:

1 станция «Предметы быта», 2 станция «Промыслы», 3 «Одежда», 4 «Кухня».

(20 минут).

Заключительная часть:

Рефлексия. (5 минут).

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель встречает детей в Поморском сарафане.

- Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, почему я так одета? (дети говорят свои предположения).

- Потому что мы с вами отправляемся в путешествие по прошлому, в то время, в котором жили наши предки - Поморы.

- Вас ждут интересные задания, приключения, знакомство с Поморской культурой и, конечно же, награды. Ну что, хотите отправиться в путешествие?

- Только вот проблема, как мы туда отправимся, если совсем ничего не знаем о том времени? Может быть, нам попросить помощи у кого-нибудь?

- Ребята, вспомните, каких персонажей поморских народных сказок вы знаете? (дети говорят свои предположения).

- Правильно, вот Сеню Малину мы с вами и позовем.

Показываю куклу Сени Малины. И включаю русскую народную музыку.

- Сеня Малина с собой принес волшебные апельсины. Но эти апельсины спрятаны. Место, где он их спрятал, можно найти по карте. Мы будем открывать каждый раз новый апельсин, и смотреть задания, которые нас ждут. И за правильный ответ нам будет выдаваться кусочек пазла, в конце мы узнаем, где запрятана ваша награда.

- Ну, что готовы? (Дети: да)

1 Станция «Предметы быта».

-Открываю первый апельсин и зачитываю задание: «Доброе утро, ребята. Я – Сеня Малина расскажу вам все о Поморской культуре и проверю, насколько вы умные, сообразительные и ловкие. На столе я разложил для вас картинки с изображением предметов. А вот что это за предметы? Назовите их, а в награду вы получите от меня кусочек паззла. Удачи!»

- Ребята, прежде чем мы с вами назовем предметы, давайте посмотрим маленькое видео, про быт поморов. Смотрите внимательно, потому что там будут подсказки, которые вам понадобятся для выполнения задания.

- Сеня Малина теперь хочет проверить, как вы внимательно смотрели видео про быт, и просит выполнить задание, которое лежит на столе.

- Кто мне напомнит, что за задание было? (Варя: назвать предметы быта).

- Умница. Таня, назови, что изображено на первой картинке? (Таня: на первой картинке изображен ухват)

- Все правильно, умница. Боря, назови, что изображено на второй картинке? (Боря: на второй картинке изображено берестяной туес).

- Молодец, все правильно. Глеб, назови, что изображено на третьей картинке? (Глеб: на четвертой картинке изображено русская печь).

- Молодец, все правильно. Руслан, назови, что изображено на четвертой картинке? (Руслан: на четвертой картинке изображено прялка).

- Молодец, все правильно. Арина, назови, что изображено на пятой картинке? (Арина: на пятой картинке изображено плетюха или корзина для рыбы).

- Ребята, какие вы молодцы. С заданием справились и вот вам от Сени Малины первый паззл.

2 станция «Промыслы»

- Идем дальше. Давайте узнаем, какое задание на втором апельсине: «Дорогие ребята, чтобы узнать задание, вам необходимо отгадать загадку: Без чего нельзя вынуть рыбку из пруда?»

- Верно, рыбку не выловить без удочки. А знаете ли вы, что раньше у людей тоже была работа и они трудились, а не целыми днями отдыхали на печке? Это работа называлась «промысел». Как вы думаете, что означает слово «промысел». (Дети говорят свои предположения). После говорю правильный ответ.

- Рассмотрите картинки и скажите, какие промыслы были у поморов?

- Алиса, что изображено на первой картинке? (Алиса: на первой картинке изображена соль). И как ты думаешь, что это за промысел? (Алиса: добывание соли). Правильно Алиса. Добыче соли на Севере уделялось большое внимание. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение здесь было поставлено хорошо. Солевары Двинской земли давали до 800-1000 пудов соли в год.

- На второй картинке Катя, что изображено? (Катя: на второй картинке изображено рыба). И как ты думаешь, что это за промысел? (Катя: ловля рыбы). Правильно Катя. Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона, а рыболовство - главным промыслом.

- Настя, что изображено на третьей картинке? (Настя: на третьей картинке изображен жемчуг). И как ты думаешь, что это за промысел? (Настя: добыча жемчуга). Правильно, Настя.

- Мужчины ныряли за раковинами в море, а женщины и дети собирали их в корзины из пересыхающих рек. Поморы плели из жемчуга бусы и серьги - «бабочки», драгоценным шитьем украшали пояса и головные уборы. У них была пословица: «Женка в наряде — мужик ейной добытчик».

- Вы большие молодцы. А теперь мы тоже займемся ловлей рыбой. Дима и Миша, вот вам удочка и тазик с водой, где плавает рыба. По сигналу, вы отпускаете удочку, и кто быстрее достанет всю рыбу, тот и выиграл.

- С заданием справились и вот вам от Сени Малины второй паззл.

3 станция «Одежда»

- Вот и нашли мы с вами третий апельсин. Давайте откроем, что там: «Дорогие ребята. Соберите картинки и узнаете, что за задание вас ждет. (Дети собирают картинки: сарафан, рубаха, порты, повойники, шуба, валенки).

- Ребята, как вы быстро собрали, как вы думаете, что за задание нам придумал Сеня Малина? (Одежда у поморов).

- Правильно. Основными частями традиционных комплексов одежды в Поморье являлись рубаха и сарафан для женщин, рубаха и порты для мужчин.

- А, чтобы получить третий паззл, вы должны раскрасить шаблон сарафана и рубахи так, как была расписана одежда в те времена. Для вас на доске висит подсказка, где вы можете посмотреть и выполнить задание.

После выполнения, дети выходят и показывают друг другу свои разукрашенные сарафаны и рубахи.

- Как у вас красиво получилось, даже Сеня Малина себе захотел такую рубаху и для своей Перепелихе - сарафан.

- Вот вам и третий паззл.

4 станция «Кухня»

- Давайте откроем третий апельсин: «Дорогие ребята, прежде чем узнать задание, отгадайте загадки». (Дети отгадывают загадки про пищу поморов: суп щи, поморская уха, поморский хлеб, блины или алабшники, козули).

- Ребята, как вы думаете, что это за задание? (Поморская кухня).

- Правильно.

- Жители российского севера никогда не занимались свиноводством, поэтому в поморской кухне нет блюд из свинины, сала, колбасы. Зато постоянно употребляли много морской рыбы, которая была редким деликатесом на столе жителей средней полосы и юга страны, - семгу, палтус, сельдь, камбалу, треску. На Севере всегда было уважительное отношение к хлебу.

- И сейчас мы с вами сделаем из ржаного теста поморскую козулю.

- У каждого из вас лежит готовое тесто, из него мы сделаем оленя.

- Из куска лепим неваляшку пластичным способом (из целого куска).

- Загибаем меньшую часть вверх (голова).

- Делаем снизу углубление и формируем ноги.

- Разрезаем стеком на 4 ноги и формируем закруглённые ноги.

- Вытягиваем голову в длинную трубочку.

- Кладём козулю вниз головой и разрезаем на 2 части (похоже на 2 заячьих уха).

- Каждую часть еще разрезаем на 2 части. Получилось 4 части.

- Делаем ещё по 3 надреза на каждом роге.

- Получилась козуля с рогами.

Запекаем козулю в духовке 20 минут при температуре 180 -200 гр. Достаем и отпускаем в кипяток на 2 минуты. Достаём из кипятка, даём стечь и опять ставим в духовку на 10 минут для то, чтобы рога стали золотистыми.

- Ну что ребятки, мы со всеми заданиями справились? (Да). Вот вам четвертый кусочек паззла.

- Давайте соберем все четыре паззла и узнаем, где спрятана ваша награда. (Дети собирают паззл).

- Ребята, что получилось? (Стол в нашей группе)

Идем в группу и находим корзинку с апельсинами.

- Ребята, как вы думаете, от кого этот сюрприз? (Этот сюрприз от Сени Малины).

- Правильно.

- Дорогие ребята, вот и подошло наше путешествие к концу.

Заключительная часть:

- Ксюша, какое сегодня путешествие у нас было? (Ксюша: Путешествие по поморской культуре).

- Вика, кто нам помогал путешествовать? (Вика: нам помогал путешествовать Сеня Малина).

- Даша, сколько станций у нас было и какие? (Даша: четыре станции. «Предметы быта», «Промыслы», «Одежда», «Кухня»).

- Что вам было сложно? (Дети отвечают).

- Что вам понравилось? (Дети отвечают).

- Что вас удивило? (Дети отвечают).

- Ребята, вы большие молодцы, что справились так хорошо со всеми заданиями. И Сеня Малина, говорит вам «спасибо и до свидания». (Прощаемся с Сеней Малиной)
2023