Актуальные вопросы начального общего образования

Миникаева И.В. Реализация программы внеурочной деятельности через изучение празднично-игровой народной культуры

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Часто можно наблюдать, что нынешние школьники плохо знают свою народную культуру. Компьютерные игры полностью захватили свободное время детей. При этом тревожные факты говорят о плачевном состоянии здоровья школьников.
Авторская программа «Народные игры и забавы» ориентирует на решение задач, не только организации двигательной деятельности младших школьников, но и патриотического воспитания.
Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, на поддержание народных традиций, на обучение спортивным народным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников. Игра - это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства.
На первом занятии учащиеся знакомятся друг с другом. Уже с первых минут учителем даётся установка на уважительное отношение между детьми, умение слушать товарища, не создавать конфликтов.
Учитель проводит игру «Паутинка». Дети бросают любому участнику клубок ниток, называют своё имя, говорят несколько слов о себе. В конце представления в руках у детей получилась «паутинка». Её надо распутать, соблюдая правила уважительного отношения друг к другу.
На первых занятиях группа детей знакомится с территорией, где будут проводиться игры, с техникой безопасности и правилами поведения в помещении и на улице. Учитель разъясняет детям цели и задачи, которые будут реализованы на занятиях, содержание работы кружковой деятельности.
Игры, предлагаемые программой, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.
Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой предложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели. Разучивание игр: «Шишки, жёлуди, орехи», «Волк во рву», «Овцы и волки», «Кошки –мышки» (персонажные термины, относятся к играм с преследованиями), «Удочка», «Жмурки» (конкретные действия игроков и предметов), «Каравай»( команда действовать), «Цепи кованы» (выбор участника будущего действия), «Коршун» (обращение-вопрос к водящему), «Малечина-калечина» (повторение фразы во время выполнения какого-нибудь движения), «У медведя во бору», «Совушка», «Колдунчики», «Зайцы в огороде», «Пустое место», «Караси и щуки», «Лиса и гуси» и д.р. предполагает различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время игры.
Дети с помощью учителя изготавливают простейший игровой инвентарь: верёвки, палки (игры «Плетень», «Холсты»), деревянные, тряпичные мячи (игры «Хоккей с мячом», «Лапта», «Муха», «Чиж»), биты (игра «Бабки»).
Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства. Учитель рассказывает о традиционных народных праздниках: «Новый год», «Коляда», «Святки», «Масленица». В селе Краснояриха Челно-Вершинского района существует традиция славить в Рождество, петь колядки. Вместе с родителями дети изготавливают маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения и принимают участие в празднике «Новый год». В процессе реализации программы дети разучивают колядки, как величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей), разыгрывают обряд колядования (колядуем в школе, у соседей, у одноклассников). Новизна программы в том, что обучающиеся привлекаются к исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников. Делается акцент на самостоятельную поисковую деятельность детей. Используются групповые и индивидуальные формы работы. На первом году занятий дети узнают о любимых играх своих родителей и записывают игры в блокнот. О любимых играх своих дедушек и бабушек дети узнают на втором году занятий. Разрабатываются долгосрочные проекты: «В поход за играми», «Вспомним забытые игры», «В стране забытых игр» и др. Реализация долгосрочных проектов осуществляется на третьем году занятий в виде конкурсов: «Самая интересная игра», «Ярмарка игр, забав и развлечений» и д.р. В процессе реализации проектов учащиеся посещают краеведческие музеи, где знакомятся с бытом, преданиями, обычаями, легендами.
Эффективность реализации программы «Народные игры и забавы» доказывает диагностика по выявлению ведущего мотива выбора учащимися данной кружковой деятельности. Большинство учащихся при анкетировании выбрали мотив «Приятно обучаться в коллективе кружка». Также предметом анализа эффективности программы стала высокая игровая активность и самостоятельность детей во время занятий, творческая деятельность детей. В 2016 году программа «Народные игры и забавы» была удостоена дипломом I степени в межрегиональном конкурсе инновационных образовательных проектов в системе начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности «Народные игры и забавы»

Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования. Данная программа направлена развитие общефизических качеств младшего школьника и на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа.
Актуальность программы
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение спортивным народным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников. Игры, предлагаемые программой, требуют много движения, смекалки, дают физические навыки и умения.
Новизна программы
Программой предусмотрен творческий проект по теме народных игр, а также в ее содержание включены посещения музеев.
Цель программы: развивать физические качества обучающихся, расширить представления младшего школьника о народной игровой культуре.
Задачи:
·          Обучать народной игре, считалкам, жеребьёвкам.
·          Развивать двигательную активность, доброжелательные межличностные отношения.
·          Воспитывать любовь к Родине через изучение празднично-игровой культуры русского народа.
Содержание программы внеурочной деятельности тесно связано с предметом Физическая культура и является дополнением к разделу «Подвижные игры».
Особенности реализации программы
Методы работы строятся в направлении личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребёнком, делается акцент на поисковую деятельность самих детей. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей 7 – 11 лет. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас школьников. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время игры.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы. Предусматривается участие в праздниках. Основным видом деятельности является игра, также драматизация некоторых элементов народных праздников, посещение музеев, проектная деятельность, изготовление простейшего инвентаря к играм.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Условия ОУ при реализации программы
Занятия проводятся в основном на свежем воздухе на детской спортивной площадке или в спортивном зале. Специального оборудования для проведения занятий не требуется.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Ученик научится:
- овладеет общефизическими умениями и навыками;
- народным играм, считалкам, жеребьёвкам;
- узнает об особенностях традиционных календарных праздников;
- использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре нашей страны;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Ученик получит возможность научиться:
- записывать народные игры и оформлять их в печатном и электронном виде;
- участвовать в проведении календарных праздников;
- освоить способ решения проблем творческого и поискового характера;
- реализовывать проектные замыслы.
Планируемые результаты:
Результаты УУД
Познавательные УУД: знание особенностей традиционных календарных праздников, фольклорных, ярмарочных игр, считалок, жеребьёвок; применять знания в игровой деятельности, добывать новые знания и перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты: сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; установка на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В результате занятий данным видом внеурочной деятельности у младшего школьника могут быть развиты следующие качества личности: физическая активность, патриотизм, инициативность, толерантность.
Диагностический инструментарий
Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению ведущего мотива выбора учащимися данной кружковой деятельности. Заполняется график посещаемости и наполняемости групп для выявления рейтинга объединения. Данные фиксируются графически. Диагностическая карта «Социометрический статус группы» автора. Дж. Морено составляется педагогом в начале, середине и конце учебного года. При подведении итогов работы по программе учащиеся диагностируется «Оценка уровня воспитанности обучаемых» (Программа объединения валеологии, авт. Рудина Н, Сазонова О.) Оценкой планируемых результатов освоения программы для педагога должны стать игровая активность детей, самостоятельная организация детьми игр на переменах, во дворе, творческая деятельность младшего школьника.

Учебный план


Раздел

2 класс


3 класс

4 класс

Всего
Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
1
Народная игровая терминология
3,5
6,5
2
2
-
-
5,5
8,5
2
Игры на праздниках
6
9
-
-
-
-
6
9
3
В стране забытых игр
-
-
6
15
-

6
15
4
Славянские игрища
-
-
-
-
9
21
9
21
5
Исследовательская работа
4
3
6
3
3
1
13
7
6
Итоги
2
-
1
-
1
-
4
-

Итого
15,5
18,5
15
20
13
22
43,5
60,5

Итого (ч)
34
35
35
104 ч

Содержание программы

2 класс
1.Вводное занятие. Народная игровая терминология
Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Диагностика обучающихся.
Организация игр. Игровая терминология. Роль и место игры в жизни людей. Разучивание считалок к играм.
Разучивание народных игр «Жмурки», «Овцы и волки», «Удочка», «Каравай».
Изготовление простейшего игрового инвентаря: тряпичные мячи, бабки, биты.
Разучивание игр: «У медведя в бору», «Совушка», «Колдунчики», «Зайцы в огороде», «Пустое место», «Караси и щуки», «Лиса и гуси». Разучивание командных игр: «Бабки», «Борющаяся цепь», «Горелки», «Лапта», «Чехарда». Соревновательные игры: «Малечина-калечина», «Чиж», «Муха», «Классы-классики». Проведение спартакиад народных игр, забав и развлечений; соревнований «Русская лапта», «Городки».
2. Игры на праздниках.
Традиционные народные праздники: «Новый год», «Рождество», «Масленица». Календарные народные праздники: «Праздник Урожая» «День птиц». Разучивание игр к праздникам: «Дядюшка Трифон» (к празднику Масленица), «Ручеёк», «Лапти», «В холсты».
Посещение и участие в праздниках. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника. Разучивание хороводных песенок-закличек к играм. Посещение школьного краеведческого музея.
3. Исследовательская работа.
Любимые игры своих родителей «Вспомним забытые игры». Запись игр в блокнот. Конкурс на самую интересную игру: «Ярмарка игр, забав и развлечений».
4. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы кружка. Диагностика: «Оценка уровня воспитанности обучаемых». Повторение любимых игр и развлечений.
3 класс
1.       Вводное занятие. Народная игровая терминология
Повторение техники безопасности и правил поведения на занятиях в помещении и на улице. Диагностика учащихся: «Психологическая атмосфера в коллективе». Повторение игровой терминологии и правил организации игр. Разучивание народных игр «Волк во рву», «Шишки, жёлуди, орехи» «Цепи кованы», «Кошки–мышки». Изготовление простейшего игрового инвентаря.
2.       В стране забытых игр.
Игры фольклорные. Жеребьёвые приговорки к играм «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки». Считалки, приговорки, заклички. Хороводные игры «Горелки», «Лён», «Заинька», «Коршун», «Плетень». Ярмарочные игры «Толкачи», «Перетягивание каната», «Бой петухов».
Отбор, организация и проведение игр на праздниках: «Праздник Урожая», «Новый год», «Масленица». Посещение краеведческого музея, знакомство с преданиями, обычаями, легендами.
Участие в играх-соревнованиях. Соревнования: «Русская лапта», «Городки». Спартакиада народных игр: «Казаки-разбойники», «Бабки», «Борющаяся цепь», «Горелки», «Круговая лапта», «Чехарда», «Малечина-калечина», «Чиж», «Муха», «Классы-классики». Дни народных игрищ, единоборств.
3.       Исследовательская работа.
Любимые игры своих дедушек и бабушек. Запись игр в блокнот. Конкурс на самую интересную игру. Разработка долгосрочных проектов: «В поход за играми», «Вспомним забытые игры» и др.
4.       Итоговое занятие.
Подведение итогов работы кружка. Диагностика: «Социометрический статус группы» по методике Дж. Морено. Повторение любимых игр и развлечений.
4 класс
1.       Вводное занятие. Славянские игрища.
Повторение техники безопасности и правил поведения на занятиях в помещении и на улице. Анкетирование учащихся по выявлению ведущего мотива выбора обучаемыми данной кружковой деятельности.
Разучивание зазывалок, жеребьёвок, считалок. Разучивание игр, отражающих отношение человека и Природы: «Хромая лиса», «Медведь и вожак»; повседневные занятия и быт наших предков: «Бояре», «Невод», «Птицелов»; по религиозно-культовым мотивам: «Водяной», «Черти в аду», «Дедушка-рожок»; на находчивость, быстроту, координацию, силу, ловкость: «Свайка», «12 палочек», «Дуга»; военные игры: «Взятие крепости», «Кулачный бой», «Палочный бой». «Снежки».
Проведение Дней народных игрищ, забав, соревнований.
2.       Исследовательская работа.
Реализация долгосрочных проектов «В стране забытых игр», «Вспомним забытые игры», «В поход за играми!». Участие в детских научно-исследовательских конференциях.
3.       Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка. Диагностика: «Оценка уровня воспитанности обучаемых» (Программа объединения валеологии, авт. Рудина Н, Сазонова О.)

Список использованной литературы

1.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
2. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
3.Кондакова О.Н., Детские считалки.- М: Детская литература, 1999.
4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
5. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
6. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
7. Петров В.М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д., Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
8. Петров В.М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д., Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М ТЦ «Сфера», 2000
9. Петров В.М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д., Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
10. Петров В.М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д., Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера», 1998.
11. Плахова Т. В. Памятка-ориентир для организаторов игр и игровой деятельности - Кафедра педагогики и психологии ГОУ СИПКРО.
12. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
14. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

Iminikaeva@mail.ru 89871511227

2018