Отрошко Н.С., Филимонова М.Н. Развитие мотивации обучающихся
Библиографическое описание: Отрошко Н.С., Филимонова М.Н. Развитие мотивации обучающихся // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Одна из главных задач стоящих перед современным учителем: «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся в информационном пространстве, получать и использовать различную информацию, воспитывать настоящего патриота своей страны, любящего свою Родину, ценящего достижения своих соотечественников и стремящегося преображать великолепие своей державы», то есть «научить ребёнка учиться и стать настоящим патриотом». Поэтому, на мой взгляд, каждому педагогу нужно помнить о развитии мотивации обучающихся.
«…Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно! В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». Но к великому сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «она могла бы учиться лучше», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.
Младший школьный возраст — период достаточно сложный с психологической точки зрения. Ребенок приобретает первый социальный статус, особую значимость и внимание со стороны социума, родителей, других взрослых, изменяется характер взаимоотношения с учителем, отношения к социальным нормам и требованиям, изменяется самооценка. Через призму «успешности» или «неуспешности» в школе формируются отношения в классе, складываются внутрисемейные отношения. Предметом оценивания становятся учебные действия самого ученика, личностная рефлексия проявляется в оценке слов, поступков, характера взаимоотношений с другими людьми. По образному выражению Л.И. Божович, поступившего в школу ребенка начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. В этот период как никогда процесс воспитания тесно связан с процессом обучения. Интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие младшего школьника определяет его включенность в учебную деятельность, в учебное сотрудничество с учителем. Особый характер отношений с учителем, как носителем общих способов решения учебных задач, образцом в способах учебной деятельности ставят педагога в глазах ребенка на пьедестал. Непререкаемый авторитет педагога для детей младшего школьного возраста ко многому его обязывает – это, прежде всего, установление деловых и доверительных отношений, уважительное внимание к волевым усилиям по достижению результата, даже ошибкам ученика.
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённого системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются обычно два психических явления:1) совокупность побуждений, вызывающих активность личности и определяющую её активность; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего, можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, определённый локус контроля, самооценку, уровень притязаний, отношение к стране и людям.
Мотив достижения успеха - это стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общении. Мотив избегания неудач - относительно устойчивое стремление человека избегать в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Внутренний локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе. Внешний локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей среде. Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности, максимальный успех в том или ином виде деятельности, которого рассчитывает добиться человек.
Возникает вопрос: почему одни дети мотивированы на получение знаний, учебу, а другие — нет? Признавая наличие индивидуальных различий в базовом уровне мотивации, следует понимать, что на формирование мотивации существенно влияют ситуационные факторы: особенности учителя, способы преподавания, специфика изучаемого предмета, особенности организации учебного процесса. Мотивация к учебной деятельности (как и к любой другой) — понятие комплексное, включает познавательные и социальные мотивы. В различных исследованиях мотив трактуется по-разному и акцентируется внимание на разнообразных явлениях: ценностных ориентациях, идеалах, стремлениях, желаниях, интересах, инстинктивных импульсах. А. Н. Леонтьев указывал, что современная психология не объясняет весь объем понятия «мотив», так как в перечне мотивов сегодня можно обнаружить и идеалы, и жизненные цели, и даже реакцию на раздражение электрическим током. А. Н. Леонтьев рассматривал мотив как опредмеченную потребность.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи людям и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.
Педагогам, воспитателям и родителям необходимо помнить о мотивации детей, чтобы правильно и успешно организовывать их деятельность, чтобы были достигнуты, поставленные цели и задачи, а сам процесс доставлял удовольствие, и ребята выросли настоящими патриотами своей Родины, гордящимися своими предками и готовыми продолжать их традиции.