Пшеничникова Н.И. Конструирование как средство развития технического творчества детей
Библиографическое описание:
Пшеничникова Н.И. Конструирование как средство развития технического творчества детей // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Конструирование - это один из самых важных способов развития технического творчества детей. Это процесс, включающий в себя создание конструкций из различных элементов и материалов. Конструирование помогает детям развивать свои технические способности, такие как умение решать проблемы, аналитический и творческий подход к решению задач, а также улучшать их знания в области науки, технологии, инженерии и математики.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - изучить влияние конструирования на развитие технического творчества детей. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психологические аспекты развития технического творчества у детей;
¾ Описать конструкционные игры и игрушки, которые способствуют развитию технического творчества у детей;
¾ Изучить педагогические аспекты использования конструирования в образовательном процессе;
¾ Определить эффективность использования конструирования как средства развития технического творчества у детей.
Развитие технического творчества у детей связано с развитием их интеллекта и творческих способностей. Исследования показывают, что дети, которые занимаются конструированием, имеют более высокий уровень развития креативности, аналитического мышления и способности решать сложные задачи [4].
Конструкционные игры и игрушки. Конструкционные игры и игрушки являются одним из лучших способов развития технического творчества у детей. Эти игры и игрушки позволяют детям создавать различные конструкции из различных элементов и материалов. Например, Лего, Механо, Кинекс и другие игры и игрушки этого типа, позволяют детям развивать свою фантазию и творческий потенциал, учиться работать в команде и решать проблемы.
В процессе игры дети могут экспериментировать, строить и разрушать конструкции, что помогает им развивать свои навыки и понимание принципов конструирования. Также игры и игрушки в этом стиле могут быть использованы для обучения детей основам физики, математики и инженерии [6].
Педагогические аспекты использования конструирования в образовательном процессе.
Конструирование может быть использовано в образовательном процессе для развития технического творчества у детей. В учебных заведениях могут быть созданы специальные классы или лаборатории, где дети могут заниматься конструированием под руководством опытных педагогов.
В процессе занятий дети могут создавать различные конструкции, например, роботов, мостов, транспортных средств и другие, используя различные материалы и инструменты. Такой подход позволяет детям не только развивать свои технические навыки, но и учиться работать в команде, решать сложные задачи и применять свои знания в практических проектах [3].
Исследования показывают, что использование конструирования как средства развития технического творчества у детей имеет положительный эффект. Дети, которые занимаются конструированием, имеют более высокий уровень развития креативности, аналитического мышления и способности решать сложные задачи.
Также конструирование может быть использовано для привлечения детей к науке, технологии, инженерии и математике. Это позволяет детям не только развивать свои технические навыки, но и подготавливать их к будущим карьерам в этих областях.
Российские ученые также исследуют влияние конструирования на развитие технического творчества у детей. Например, Ю.В. Замков, доктор педагогических наук, выделяет следующие позитивные результаты от использования конструирования в образовательном процессе: развитие умений и навыков, необходимых для решения инженерных задач; формирование представлений о конструктивных особенностях технических устройств и механизмов; развитие креативности и фантазии; развитие познавательных интересов.
Еще одна российская ученая, О.А. Яковлева, подчеркивает значимость использования конструирования для развития творческого мышления и интеллектуальной активности детей. По ее мнению, конструирование позволяет развивать у детей практические умения и навыки, повышать уровень образования и культуры, а также прививать интерес к науке и технике.
Таким образом, российские ученые подчеркивают важность использования конструирования в образовательном процессе, как средства развития технического творчества и познавательных интересов у детей [1].
В России существуют различные организации и центры, которые занимаются развитием технического творчества у детей и использованием конструирования как одного из инструментов для достижения этой цели. Кроме того, конструирование как метод обучения технике и технологии активно используется в школьных учебных программах в рамках предметов «Технология» и «Информатика и ИКТ».
Наставники играют важную роль в развитии технического творчества детей посредством конструирования. Они могут помочь детям не только приобрести практические навыки и знания, но и развить творческий потенциал и умение решать проблемы. Важно, чтобы наставники умели не только объяснять и демонстрировать, но и вдохновлять и мотивировать детей на исследование новых идей и технических решений.
Одним из главных задач наставника является создание условий для развития технического творчества у детей. Это может включать в себя выбор подходящих материалов и инструментов, создание пространства для творчества и экспериментирования, а также организацию интересных и разнообразных заданий.
Кроме того, наставники должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подходить к ним индивидуально, чтобы помочь каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал и достигнуть своих целей.
Наконец, наставники должны вдохновлять и мотивировать детей на самостоятельное изучение технических вопросов и развитие своих навыков и знаний. Важно показать детям, что техническое творчество не только интересно и увлекательно, но и может стать профессиональным направлением в будущем.
Конструирование является одним из самых важных способов развития технического творчества у детей. Использование конструирования может быть эффективным инструментом в образовательном процессе для развития у детей навыков работы в команде, решения проблем, аналитического мышления и креативности. Это также может быть полезным для привлечения детей к науке, технологии, инженерии и математик [5].
Для достижения максимальных результатов необходимо создавать условия, в которых дети могут экспериментировать и творить свободно. Педагоги должны играть роль наставника, поддерживая детей в их творческом процессе, а также помогая им развивать свои навыки и способности.
Таким образом, использование конструирования как средства развития технического творчества у детей является эффективным и полезным для их развития. Он помогает детям учиться исследовать, творить, решать проблемы и применять свои знания в практике, что в конечном итоге будет полезно для их будущих карьер и жизни в целом [2].
Библиографический список:
1. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. С. 32-38.
2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2018. 118 с.
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. ИПЦ «Маска», 2013. 100 с.
4. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера. 2015. 128 с.
5. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Владос, 2021. 217 с.
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 2001. – 210 с.