НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева В. Т., Портнова Л. Г., Панкова Я. В. Конспект эколого-оздоровительного похода в парк «Осень на опушке краски разводила»


Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf


Программное содержание:
Оздоровительные задачи
·          приобщать дошкольников к основам здорового образа жизни
·          развивать навыки двигательной активности
·          продолжать учить технике дыхания при ходьбе
Познавательные задачи
·          закреплять знание об осеннем месяце - октябрь
·          закреплять знания о приметах осени
·          формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами
·          развивать внимание, наблюдательность, двигательную память
·          воспитывать любовь к родной природе
Целевые ориентиры образования:
·          в двигательной деятельности проявляет выносливость, быстроту, силу, ловкость; соблюдает правила безопасного поведения в природе и на улицах города;
·          способен к целенаправленному наблюдению за живыми объектами природы;
·          имеет представления о многообразии растений;
·          проявляет любознательность и положительное отношение к природе;
·          имеет богатый словарный запас;
·          внимательно слушает чтение взрослого; выразительно читает стихи;
·          активен в игровой деятельности.
Осваиваемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Средства реализации:
Красные флажки, мяч
Предварительная работа:
Подготовить схему маршрута, указать местонахождение остановок
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, воспитатель, младший воспитатель, старший воспитатель, родители.
Организация эколого-оздоровительного похода
1. Подготовка к походу
Воспитатель проводит беседы с детьми: о правилах поведения в природе, об одежде в осеннее время, о поведении на дороге, правила поведения в общественном месте (парке)
Проводит беседы с родителями: о маршруте и длительности похода, об одежде, о содержании похода.
2.Организация похода:
Воспитатель сообщает участникам цели похода, напоминает правила поведения на дороге, во время движения, в природе, общественных местах, проверяет одежду, обувь, головные уборы, наличие воды.
Выход из детского сада: построение парами (впереди – воспитатель и в середине - старший воспитатель, замыкает колонну – младший воспитатель. Родители могут идти за руку со своим ребенком. Во время перехода через дорогу двое взрослых с красными флажками перекрывают проезжую часть. По парку идут в свободном построении.
3. Содержание эколого-оздоровительного похода
Воспитатель ведет участников похода в парк, показывая различные виды ходьбы.
В парке:
1. Обычная ходьба в умеренном темпе: нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание.
2.Ходьба в полуприсяде
3.Ходьба с перекатом с пятка на носок
4.Ходьба с задержкой на носке («петушиный шаг»)
1 остановка «Аллея деревьев»
Прогулка по аллее
Полоса препятствий в природных условиях: дети идут мелким и широким шагом между деревьями, в приседе – под ветками, подпрыгивают, доставая ветки деревьев, перепрыгивают кочки, выступающие корни деревьев, узкие канавки.
2 – я остановка «Золотая осень в парке»
Старший воспитатель:
Мы вошли в парк. Перед нами предстает осенняя природа во всей красоте. Осень - золотая пора. Ни одно время года не является столь щедрым на угощение, яркость красок и разнообразие цветов. Посмотрите на наш парк: как он красив! Цвет листвы с каждым днем меняется. Многие из вас гуляют по парку, и вы заметили, что листья изменяют свою окраску. Какие растения изменили цвет своей листвы.
Чтение стихотворения «Осень» (З. Федоровской)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета
Старший воспитатель предлагает детям и взрослым повторить стихотворение.
Творческая деятельность: «Орнамент из листьев»
Воспитатель выкладывает орнамент из листьев (два листочка клена, один литок дуба, один листочек клена, два листочка березы), дошкольники продолжают выкладывать эту последовательность.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как падают листья различных деревьев: у осины – стремительно вниз, у клена долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю. Все дорожки усыпаны опавшей листвой. Даже от небольшого порыва ветра, начинается разноцветный дождь из опавших листьев. С кленов и берез летят светло-желтые листья, с дуба – буровато - желтые.
3-я остановка «Осенняя лужайка»
Воспитатель предлагает поиграть.
Игра «Знатоки растений»
Ход игры:
Участники делятся на три команды: первая команда - деревья, вторая команда – кустарники, третья – цветы и травы.
Каждой команде задается по 5 вопросов.
Вопросы команде «Деревья»
1.Какие деревья вы знаете?
2.Какие деревья называются лиственными?
3.Какие деревья называют хвойными?
4.Что общего у всех деревьев?
5.Какую пользу приносят деревья?
Вопросы команде «Кустарники»
1. Какие кустарники вы знаете?
2. Что выше – дерево или куст?
3.Бывают ли хвойные кустарники?
4. Чем отличается кустарник от дерева?
5. Какую пользу приносят кустарники?
Вопросы команде «Цветы и травы»
1. Как называются цветы, которые растут на клумбе?
2. Какие садовые цветы вы знаете?
3. Какие цветы растут на лугу?
4.Чем цветы и травы отличаются от других растений?
5. Какие осенние цветы вы знаете?
4 остановка «Полезная гимнастика»
Остановиться около красивого дерева. Участники похода под руководством воспитателя выполняют упражнения.
Динамическое упражнение
Мы листики осенние (плавное покачивание руками над головой)
На ветках мы сидим, Дунул ветер – полетели (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели, и на землю тихо сели (Присед)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (Плавное покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели (Присед)
Динамическое упражнение «Дождик»
Капля раз (прыжки на носочках, руки на поясе)
Капля два (Прыжок)
Очень медленно сперва (Четыре прыжка)
А потом, потом, потом (восемь прыжков)
Все бегом, бегом, бегом (Бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли (Руки в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
Привал (дети сидят на скамейках)
Вопросы к детям
1.Предлагаю вспомнить: какие периоды бывают у Осени?
2.Какой период осени наблюдается сейчас и почему?
3.Какие осенние месяцы вы знаете?
Воспитатель: Сейчас октябрь, месяц хмурый, мокрый. Его еще называют «листопадом». «В октябре – семь погод во дворе». Октябрь – очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, то первые снежинки запорхают.
Все приметы осени были когда- то подмечены народом в результате постоянных наблюдений за жизнью природы. Предлагаю вспомнить народные приметы:
·          поздний листопад – к сухой продолжительной зиме;
·          много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету;
·          сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду;
·          если много желудей на думе – к теплой зиме и плодородному лету;
·          чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад;
·          если береза с осени желтеет с верхушки – весна будет ранняя, снизу - поздняя.
Воспитатель организует подвижные игры:
Русская народная игра «Большой мяч»
Ход игры:
Дети становятся в круг, и, берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустил мяч между ног, встает за кругом. Дети поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, дети опять поворачиваются лицом друг к другу, а на середину встает тот, кто пропустил мяч.
Подвижная игра «Природа живая и неживая»
Ход игры:
Участники похода делятся на две команды, по очереди называют предметы живой и неживой природы, добегают до своей команды и передают мяч. Если дети затрудняются, им помогают родители.
Воспитатель предлагает дыхательное упражнение:
«Часики»
Тик-вдох. Так – выдох
Дровосек:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч
Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться вперед, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать их (выдох)
Воспитатель предлагает собрать самые красивые листочки для украшения группы.
4. Подведение итогов похода.
Беседа по вопросам:
- Понравился ли вам поход?
- Что запомнилось больше всего?
- Что интересного вы увидели?
В группе воспитатель просит детей и родителей изготовить поделки из природного материала для выставки «Волшебный сундучок осени»
Список литературы:
1. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1988 г
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985
2. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательные гимнастики, комплексы утренних гимнастик. – Волгоград: Учитель, 2014
2021