НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Слюнина О. Н. Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации Концепции развития математического образования в РФ

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


«Концепция развития математического образования в РФ» от 24.12.2013 г № 2506 – р представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Цель Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
1.                                                модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности;
2.                                                обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей";
3.                                                обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;
4.                                                повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования);
5.                                                обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
В Концепции выделено 5 основных направлений, одним из которых является дошкольное и начальное общее образование. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в итоге формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
В процессе систематического обучения математике дети осваивают специальную терминологию: названия чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементы фигур (сторона, вершина, основание) и т. п.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию дошкольников и успешной подготовке их к обучению в школе.
По мере взросления ребёнка задачи математического развития усложняются: вводится анализ, синтез, сравнение, обобщение. Этот математический «багаж» предстоит накопить ребенку до поступления в школу. Перечисленные представления относятся к элементарным. Без них изучать математику невозможно.
При формировании элементарных математических представлений у дошкольника:
1.                                         развивается мышление: как практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное), так и теоретическое (понятийное, образное);
2.                                         развивается и улучшается память, как краткосрочная, так и долгосрочная;
3.                                         развивается логика и умение рассуждать связно и ясно; умение анализировать полученные знания и применять их в практической деятельности;
4.                                         развивается воображение, наблюдательность.
Все сформированные качества пригодятся не только в математике, но и в других областях школьных предметов. С раннего детства и до самой старости человечество в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности, умение считать деньги, ориентация в пространстве).
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает преемственную связь с программой по математике для 1 класса школы. Если ребенок не усвоил какое-либо правило или понятие, то это неизбежно повлечет за собой его отставание на занятиях по математике в школе.
Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Использование современных эффективных инновационных технологий в дошкольном возрасте по математическому развитию дает высокую результативность, так как современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации.
Предметно - развивающие технологии в детском саду являются одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Следующим звеном в формировании математических знаний является – игра, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.
Одной из игровых технологий является технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Данная технология это синтез игровой технологии и технологии развивающего обучения.
Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придается сказочное сопровождения. Причем не существует готовых текстов, есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет. Методика В. В. Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды: предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»; комплекс «Коврограф «Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»; игровой графический тренажер «Игровизор».
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. Он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов, уточняет представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста; оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д). Различают три основных вида конструирования: по образцу; по условиям; по замыслу.
Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Практическая деятельность дает наиболее оптимальный результат развития математических представлений у дошкольников. Познавательно - исследовательской деятельности является одним из эффективных методов познания, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
В настоящее время в детских садах внедряется технология «Ментальная арифметика». Ментальная арифметика – система развития детского интеллекта, построенная на обучении счету в уме. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.
Обучение ментальной арифметике – мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования леток мозга.
Чем полезна ментальная арифметика:
Развивает воображение и логику. У детей закрепляется образ применяемого инструмента – Абакуса, и подключается воображение.
Начальные занятия проводятся в легкой игровой форме, поэтому у ребенка не будет создаваться впечатление о сложности этой программы и развиваться неуверенность в собственных силах.
Методика заключается в преодолении 10 этапов, каждый из которых рассчитан в среднем на 3–4 месяца при занятиях не реже 2 раз в неделю. Сначала примеры будут простыми, но в дальнейшем их сложность увеличивается. На первых этапах обучения дети будут использовать счеты, что способствует одновременному развитию обоих полушарий головного мозга. Далее наступает этап обучения счету без специальных приспособлений. Это помогает не только развитию воображения и умению обращаться с цифрами в уме, но способности удерживать их в памяти. Такая мощная стимуляция развития воображения и многозначности позволит ребенку производить в уме математические вычисления и при этом заниматься другими делами.
В дошкольном детстве, играя, ребёнок постигает мир. Но все-таки ведущая роль в игре остается за воспитателем. Именно он применить ту игровую технологию, которая будет доступна и понятна дошкольникам его группы. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Библиографический список

1. Батаева, Ю. А. Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
2. Белая, К.Ю.Инновационная деятельность в ДОУ / К.Ю.Белая // Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера.- 2012.
3. Данилова В.В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М.: Просвещение, 1998
4. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
5. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М.: Просвещение, 1988.
6. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников Учебное пособие Москва - Воронеж 2005

2020