Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Горяинова О.В., Бурлуцкая Е.Ф. Интегрированное коррекционное занятие «Весёлые жуки»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Задачи занятия:
─ закрепить чёткое произношение звука [Ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, песенках;
─ закрепить представленье о букве «Ж»;
─ тренировать в образовании имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
─ дифференциация звуков [Ж]-[Ш] с использованием схем звуков;
─ развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
─ расширять знания о живой природе и воспитывать любовь к ней;
─ продолжать учить приёмам эмпатии через пластику движений;
─ развивать музыкальный и фонематический слух;
─ развивать у дошкольников внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов;
─ развивать мимику и пантомимику;
─ развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование:
Цветы на каждого ребёнка, зеркала, салфетки, звонок-колокольчик, фланелеграф, картинки, счетные палочки.
Ход занятия:
Дети собираются в зале вокруг логопеда.
Логопед. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда лежу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Дети. Жук.
Логопед. Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы превратимся в жуков. Раз, два, три – волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
(Дети вдыхают открытым ртом, выдыхают через рот).
А теперь подуем на цветы. Молодцы! Предлагаю поиграть с бабочками. Подуем на цветы так, чтобы бабочки улетели.
Ну, а вот звенит звонок,
Жуки садятся за урок.
(Дети садятся за столы).
Артикуляционная гимнастика.
Жуки очень любят летать в зоопарк. Сейчас мы покажем и расскажем, кого они там увидели. Приготовили наши язычки, поиграем в игру: «Веселый зоопарк».
Рыбка
Рыбка ротик открывает, «Рыбка»
Говорить она желает.
Тигрёнок
Наш тигрёнок не кусается, «Заборчик»
Нам тигрёнок улыбается.
Слоник
Тянет слоник хоботок, «Хоботок»
Так он воду достаёт.
Обезьянка
Обезьянка-озорница «Накажем непослушный язык»
Любит целый день дразниться.
Мишка
Мишка очень любит мёд, «Вкусное варенье»
Он сейчас его слизнёт.
Попугай
Попугай волнистый мой «Часики»
Вечно крутит головой.
Жираф
У жирафа голова Подъём кончика языка к нёбу.
Достаёт до потолка.
Щенок
А щенок по кличке Шарик Поочерёдное надувание щёк.
Всё гонял воздушный шарик,
Толстой лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
Лосёнок
Лосёнок высунул язык, Высунуть на нижнюю губу
Он долго бегать не привык. расслабленный язык.
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, каких жуков вы знаете?
Дети. Жужелица, божья коровка, жук-олень, жук-носорог, майский жук.
Логопед. А как поют жуки?
Дети. Ж-ж-ж.
Сказка о весёлом язычке.
Логопед. Весёлый язычок тоже научился петь песенку жука. Он поднял свой хвостик широкой чашечкой, включил голос и запел звонко-звонко: «ж-ж-ж».
Давайте, вместе с язычком выполним упражнение «Чашечка»:
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
А при этом голосок поёт или спит?
Дети. Поёт.
Логопед. Ребята, а какая буква похожа на жука? Повторяем стихотворение про эту букву.
Эта буква широка
И, похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук:
«Ж-ж-ж».
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Давайте вспомним скороговорки, в которых слышится жужжащий звук.
Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Жёлтый жирный жадный жук
Прятал денежки в сундук.
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
А теперь поиграем в игру «изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук [ж]. Например: «флаг – флажочек».
друг – дружочек
рог - …
берег - …
утюг - …
снег - …
круг - …
Давайте подарим жукам гласные звуки. Звук [ж] и звук [а] – какой слог получился? (Аналогичное задание дети выполняют с другими звуками).
А сейчас я познакомлю жуков с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа…(ба), жи…(раф), жу…(равль), и др. Вот и закончился первый урок, давайте отдохнём, устроим физкультминутку – игра «Солнце, туча и ветер».
Ход игры
На разные три сигнала (психолог переменно показывает картинки – солнце, туча, ветер) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.
«Солнце» - дети, изображая жуков, весело летают по поляне с цветка на цветок, хлопают в ладошки и улыбаются.
«Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу, на лице изображено недовольство, так как неприятно от холодного дождя, ведь крылья у жучков вымокли и они не могут летать.
«Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, изображая жучков, сидящих на травинках.
Психолог обращается к детям: « Смотрите, жучки, не зевайте! Солнце, дождь и ветер различайте! Что увидите на картинке, то и выполняйте!».
Психолог иногда, показывая сигнал, специально называет его неправильно, таким образом, развивая внимание детей.
А теперь, давайте вспомним стихотворение майского жука про него и его друзей, а наши пальчики помогут его рассказать.
Я весёлый майский жук. Сжать кулачок, указательный палец и
Знаю все сады вокруг мизинец развести в стороны – «усы»,
Над лужайками кружу, пошевелить ими.
А зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок, указательный палец
Я уже бегу домой. вперёд (хоботок). Мизинец и большой па-
льцы, расслабив опустить вниз – «лапки».
Пчела села на цветок, Вытянуть указательный палец правой
Пьёт она душистый сок. руки и вращать им, затем то же самое
пальцем левой руки.
Логопед:
Мы услышали звонок,
Снова сели за урок.
Наши жучки очень любят петь песни. А какие песни мы будем петь, покажут схемы звуков – их фотографии. (Показ схем, проговаривание соответствующих звуков).
- Молодцы, жучки, правильно пели звуки.
От наших песен на поляне вырос «Волшебный цветок».
На его лепестках с обратной стороны есть картинки со звуками –ш- и –ж-.
Вам нужно будет оторвать лепесток, чётко сказать что изображено на картинке и какой звук есть в этом слове: -ш- или –ж-.
А теперь нас ждёт игра «Измени слово». Нужно вместо звука –ш- поставить звук –ж-:
шар – жар, Луша – лужа, шить – жить, уши – ужи, шутка – жутко, шалить – жалить.
И последнее задание: игра «Дорисуй предмет», проводит педагог-психолог.
Психолог показывает картинку, прикрепленную к доске, где изображен жучёк, которого начал рисовать художник, но нарисовал только его половинку. Психолог предлагает одному из ребят дорисовать жучка. Затем предлагает каждому лист с половинкой изображения жучка, которого также необходимо дорисовать.
Когда все ребята справятся с заданием, психолог говорит о том, что мир полон разных красок; чтобы жучки стали весёлыми – необходимо их раскрасить. Детям предлагают цветные карандаши для выполнения задания. По итогам устраивается бал на лесной поляне, когда каждая работа вывешивается на доске, где уже размещены разные цветы.
Итог занятия:
- Молодцы, вы хорошо занимались. Мне понравилось… А что понравилось вам?
Библиографический список
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.
2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985.
5. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 2008.
6. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009.
7. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.Просвещение, 1991г.
8. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006 - № 6.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009.

2018