Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Задачи занятия: ─ закрепить чёткое произношение звука [Ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, песенках; ─ закрепить представленье о букве «Ж»; ─ тренировать в образовании имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ─ дифференциация звуков [Ж]-[Ш] с использованием схем звуков; ─ развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику рук; ─ расширять знания о живой природе и воспитывать любовь к ней; ─ продолжать учить приёмам эмпатии через пластику движений; ─ развивать музыкальный и фонематический слух; ─ развивать у дошкольников внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов; ─ развивать мимику и пантомимику; ─ развитие ориентировки в пространстве. Оборудование: Цветы на каждого ребёнка, зеркала, салфетки, звонок-колокольчик, фланелеграф, картинки, счетные палочки. Ход занятия: Дети собираются в зале вокруг логопеда. Логопед. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку. Не жужжу, когда сижу. Не жужжу, когда лежу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. Дети. Жук. Логопед. Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы превратимся в жуков. Раз, два, три – волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы. (Дети вдыхают открытым ртом, выдыхают через рот). А теперь подуем на цветы. Молодцы! Предлагаю поиграть с бабочками. Подуем на цветы так, чтобы бабочки улетели. Ну, а вот звенит звонок, Жуки садятся за урок. (Дети садятся за столы). Артикуляционная гимнастика. Жуки очень любят летать в зоопарк. Сейчас мы покажем и расскажем, кого они там увидели. Приготовили наши язычки, поиграем в игру: «Веселый зоопарк». Рыбка Рыбка ротик открывает, «Рыбка» Говорить она желает. Тигрёнок Наш тигрёнок не кусается, «Заборчик» Нам тигрёнок улыбается. Слоник Тянет слоник хоботок, «Хоботок» Так он воду достаёт. Обезьянка Обезьянка-озорница «Накажем непослушный язык» Любит целый день дразниться. Мишка Мишка очень любит мёд, «Вкусное варенье» Он сейчас его слизнёт. Попугай Попугай волнистый мой «Часики» Вечно крутит головой. Жираф У жирафа голова Подъём кончика языка к нёбу. Достаёт до потолка. Щенок А щенок по кличке Шарик Поочерёдное надувание щёк. Всё гонял воздушный шарик, Толстой лапой Шарик топнул, И воздушный шарик лопнул. Лосёнок Лосёнок высунул язык, Высунуть на нижнюю губу Он долго бегать не привык. расслабленный язык. - Молодцы! Скажите, пожалуйста, каких жуков вы знаете? Дети. Жужелица, божья коровка, жук-олень, жук-носорог, майский жук. Логопед. А как поют жуки? Дети. Ж-ж-ж. Сказка о весёлом язычке. Логопед. Весёлый язычок тоже научился петь песенку жука. Он поднял свой хвостик широкой чашечкой, включил голос и запел звонко-звонко: «ж-ж-ж». Давайте, вместе с язычком выполним упражнение «Чашечка»: Язык лопаткой положи, А края приподними, Получилась чашечка. Чашку в дом мы занесём. Её края к зубам прижмём. А при этом голосок поёт или спит? Дети. Поёт. Логопед. Ребята, а какая буква похожа на жука? Повторяем стихотворение про эту букву. Эта буква широка И, похожа на жука И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: «Ж-ж-ж». Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у неё Шесть жучиных ножек. Давайте вспомним скороговорки, в которых слышится жужжащий звук. Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже. Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот. Жёлтый жирный жадный жук Прятал денежки в сундук. Подарил утятам ёжик Восемь кожаных сапожек. А теперь поиграем в игру «изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук [ж]. Например: «флаг – флажочек». друг – дружочек рог - … берег - … утюг - … снег - … круг - … Давайте подарим жукам гласные звуки. Звук [ж] и звук [а] – какой слог получился? (Аналогичное задание дети выполняют с другими звуками). А сейчас я познакомлю жуков с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа…(ба), жи…(раф), жу…(равль), и др. Вот и закончился первый урок, давайте отдохнём, устроим физкультминутку – игра «Солнце, туча и ветер». Ход игры На разные три сигнала (психолог переменно показывает картинки – солнце, туча, ветер) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Солнце» - дети, изображая жуков, весело летают по поляне с цветка на цветок, хлопают в ладошки и улыбаются. «Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу, на лице изображено недовольство, так как неприятно от холодного дождя, ведь крылья у жучков вымокли и они не могут летать. «Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, изображая жучков, сидящих на травинках. Психолог обращается к детям: « Смотрите, жучки, не зевайте! Солнце, дождь и ветер различайте! Что увидите на картинке, то и выполняйте!». Психолог иногда, показывая сигнал, специально называет его неправильно, таким образом, развивая внимание детей. А теперь, давайте вспомним стихотворение майского жука про него и его друзей, а наши пальчики помогут его рассказать. Я весёлый майский жук. Сжать кулачок, указательный палец и Знаю все сады вокруг мизинец развести в стороны – «усы», Над лужайками кружу, пошевелить ими. А зовут меня Жужу. Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок, указательный палец Я уже бегу домой. вперёд (хоботок). Мизинец и большой па- льцы, расслабив опустить вниз – «лапки». Пчела села на цветок, Вытянуть указательный палец правой Пьёт она душистый сок. руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки. Логопед: Мы услышали звонок, Снова сели за урок. Наши жучки очень любят петь песни. А какие песни мы будем петь, покажут схемы звуков – их фотографии. (Показ схем, проговаривание соответствующих звуков). - Молодцы, жучки, правильно пели звуки. От наших песен на поляне вырос «Волшебный цветок». На его лепестках с обратной стороны есть картинки со звуками –ш- и –ж-. Вам нужно будет оторвать лепесток, чётко сказать что изображено на картинке и какой звук есть в этом слове: -ш- или –ж-. А теперь нас ждёт игра «Измени слово». Нужно вместо звука –ш- поставить звук –ж-: шар – жар, Луша – лужа, шить – жить, уши – ужи, шутка – жутко, шалить – жалить. И последнее задание: игра «Дорисуй предмет», проводит педагог-психолог. Психолог показывает картинку, прикрепленную к доске, где изображен жучёк, которого начал рисовать художник, но нарисовал только его половинку. Психолог предлагает одному из ребят дорисовать жучка. Затем предлагает каждому лист с половинкой изображения жучка, которого также необходимо дорисовать. Когда все ребята справятся с заданием, психолог говорит о том, что мир полон разных красок; чтобы жучки стали весёлыми – необходимо их раскрасить. Детям предлагают цветные карандаши для выполнения задания. По итогам устраивается бал на лесной поляне, когда каждая работа вывешивается на доске, где уже размещены разные цветы. Итог занятия: - Молодцы, вы хорошо занимались. Мне понравилось… А что понравилось вам? Библиографический список 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. 2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. 3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. 5. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 2008. 6. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009. 7. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.Просвещение, 1991г. 8. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006 - № 6. 9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009.