Каждый учитель, несомненно, желает, чтобы его выпускники сдали экзамен как можно лучше. Чтобы баллы были выше, а ошибок меньше. Конечно, результат зависит от многих факторов и в первую очередь от контингента учащихся. И если (в случае с предметами по выбору) учитель не всегда может повлиять на выбор учащихся, то необходимо найти варианты минимизации ошибок и потери баллов. Причины потери баллов на экзамене по информатике в 9 классе (из опыта работы экспертом в составе предметной подкомиссии): 1. Слабые математические навыки. Практика показывает, что достаточное большое количество учащихся испытывает затруднения при выполнении вычислений без калькулятора. В результате чего, зная алгоритм выполнения задания, допускают вычислительные ошибки, получают неверный ответ. 2. Ошибки при работе с бланком ответов №1. Ряд учащихся к концу 9 класса не умеют работать с бланками. Так в заданиях с выбором ответа записывают не номер правильного варианта ответа, а сам ответ. В качестве ответа записывают фразу, формулу. 3. Невнимательное чтение формулировки задания. Путают возрастание и убывание. Вместо количества символов в слове (количества нулей или единиц в числе) пишут само слово (число). При составлении алгоритма в среде программирования КуМир упускают конечное положение Робота, в случае если Робот должен вернуться в исходную клетку. 4. Низкая мотивация и неосознавание сложности предмета. Достаточно большое количество выпускников с низкой мотивацией к обучению выбирают экзамен по информатике из-за невысокого порога успешности (5 баллов). Кроме того, считают информатику простым предметом. Однако большая часть заданий связана с математикой. Поэтому, имея низкий уровень знаний по математике, очень сложно сдать экзамен по информатике. Какие же условия необходимо соблюдать, чтобы получить высокие результаты? 1. Прежде всего – своевременная подготовка. Начинать подготовку к экзамену нужно как можно раньше. Так, например, при изучении базового курса информатики в 7-9 классах, уже с седьмого класса при изучении каждого раздела предлагать учащимся для решения типовые задания из сборников по подготовке к ОГЭ. Обязательно акцентировать внимание учащихся на том факте, что задания такого же плана будут на экзамене. Непосредственную подготовку к экзамену (консультации, индивидуальные или групповые дополнительные задания) начинать в начале 9 класса (сентябрь-октябрь). 2. Правильный выбор материала. Обзор учебников выявил тот факт, что наиболее подходящим (на мой взгляд) для подготовки к ОГЭ по информатике является УМК авторов – Босова Л.Л., Босова А.Ю., издательства БИНОМ. Материал изложен грамотно, четко, последовательно. Задачи по формулировке приближены к заданиям ОГЭ. Также для подготовки отлично подходит материал с сайта Д. Гущина СДАМГИА и сайта К. Полякова. На сайте К. Полякова задания несколько труднее, чем на сайте Д. Гущина. Но практика показывает, что научившись решать сложные задания, выпускники успешнее справляются с простыми. 3. Систематический контроль. Проведение тематических тестов, пробных экзаменов дает возможность выпускникам прочувствовать обстановку экзамена, попробовать свои силы, а учителю проверить уровень знаний и навыков учащихся. Выявить пробелы для своевременной корректировки процесса подготовки. 4. Взаимодействие учителя-предметника, классного руководителя, администрации школы и родителей. Только полноценный своевременный контроль и поддержка помогут выпускникам качественно подготовиться и успешно сдать экзамен.