НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Старыгина М.А. Конспект по развитию речи "Перелётные птицы"

Библиографическое описание:
Старыгина М.А. Конспект по развитию речи "Перелётные птицы" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Образовательная область: «Речевое развитие», развитие речи.

Цель: закреплять представления о перелетных птицах родного края.

Задачи:

- Образовательные: закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, признаки поздней осени, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие);

- Развивающие: развивать речевую активность, диалоговую речь, внимание и мышление;

- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: интерактивная доска Smart, презентация с аудиозаписью (шум леса и пение птиц), картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева (Слайд 1).

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/ Сейчас у нас поздняя осень.

2. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись (Слайд 2).

Воспитатель: Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)

- А как вы догадались, что это лес? (слышны голоса птиц)

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

- Куда же улетают наши птицы? На юг…

Воспитатель: птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются. Они совершают перелеты.

Воспитатель: Почему птицы улетают осенью?

Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.

Воспитатель: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспитатель: - Назовите перелетных птиц? (Слайд 3) (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).

Воспитатель: - птицы, которые остаются? (зимующие) (Слайд 4)

3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие» (Слайд 5)

Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных)

4. Рассказ воспитателя

- Почему же эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. (Слайд 6) Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят, ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

5.Физминутка (Слайд 7)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

(проводится под фонограмму веселой музыки.)

6. Упражнение «Закончи предложения». (Слайд 8)

Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.

Воробей маленький, а аист...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у сороки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

7. Речевое упражнение «Скажи ласково».

Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

8. Дидактическая игра «Назови птенцов»

У утки – утята,

У гуся – гусята,

У аиста – аистята,

У грача – грачата,

У скворца– скворчата,

У журавля – журавлята,

У кукушки – кукушата.

10. Итог занятия

Заключительная часть

Воспитатель:

- О ком мы сегодня говорили?

- Что есть только у птиц?

- Как одним словом назвать птиц, которые улетают осенью, а прилетают к нам весной?

- Какие перелетные птицы вам запомнились?

- Как надо относиться к птицам?

- Скажите, какое задание для вас было легким?

- Какое задание было трудным?

- Что понравилось, что нет?
2023