Библиографическое описание:
Старыгина М.А. Конспект по развитию речи "Перелётные птицы" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Образовательная область: «Речевое развитие», развитие речи.
Цель: закреплять представления о перелетных птицах родного края.
Задачи:
- Образовательные: закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, признаки поздней осени, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие);
- Развивающие: развивать речевую активность, диалоговую речь, внимание и мышление;
- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: интерактивная доска Smart, презентация с аудиозаписью (шум леса и пение птиц), картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева (Слайд 1).
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/ Сейчас у нас поздняя осень.
2. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись (Слайд 2).
Воспитатель: Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)
- А как вы догадались, что это лес? (слышны голоса птиц)
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).
- Куда же улетают наши птицы? На юг…
Воспитатель: птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются. Они совершают перелеты.
Воспитатель: Почему птицы улетают осенью?
Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.
Воспитатель: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель: - Назовите перелетных птиц? (Слайд 3) (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
Воспитатель: - птицы, которые остаются? (зимующие) (Слайд 4)
3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие» (Слайд 5)
Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных)
4. Рассказ воспитателя
- Почему же эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. (Слайд 6) Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят, ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.
Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода.
А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
5.Физминутка (Слайд 7)
Упражнение «Отгадай и присядь»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
(проводится под фонограмму веселой музыки.)
6. Упражнение «Закончи предложения». (Слайд 8)
Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.
Воробей маленький, а аист...
Ворона большая, а синица...
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки...
У дятла клюв длинный, а у снегиря...
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
7. Речевое упражнение «Скажи ласково».
Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв - остренький клювик
Тонкие лапы – тоненькие лапки
Длинная шея – длинненькая шейка
Белая грудь – беленькая грудка
Черное крыло – черненькое крылышко
8. Дидактическая игра «Назови птенцов»
У утки – утята,
У гуся – гусята,
У аиста – аистята,
У грача – грачата,
У скворца– скворчата,
У журавля – журавлята,
У кукушки – кукушата.
10. Итог занятия
Заключительная часть
Воспитатель:
- О ком мы сегодня говорили?
- Что есть только у птиц?
- Как одним словом назвать птиц, которые улетают осенью, а прилетают к нам весной?
- Какие перелетные птицы вам запомнились?
- Как надо относиться к птицам?
- Скажите, какое задание для вас было легким?
- Какое задание было трудным?
- Что понравилось, что нет?
Старыгина М.А. Конспект по развитию речи "Перелётные птицы" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Образовательная область: «Речевое развитие», развитие речи.
Цель: закреплять представления о перелетных птицах родного края.
Задачи:
- Образовательные: закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, признаки поздней осени, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие);
- Развивающие: развивать речевую активность, диалоговую речь, внимание и мышление;
- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: интерактивная доска Smart, презентация с аудиозаписью (шум леса и пение птиц), картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева (Слайд 1).
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/ Сейчас у нас поздняя осень.
2. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись (Слайд 2).
Воспитатель: Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)
- А как вы догадались, что это лес? (слышны голоса птиц)
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).
- Куда же улетают наши птицы? На юг…
Воспитатель: птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются. Они совершают перелеты.
Воспитатель: Почему птицы улетают осенью?
Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.
Воспитатель: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель: - Назовите перелетных птиц? (Слайд 3) (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
Воспитатель: - птицы, которые остаются? (зимующие) (Слайд 4)
3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие» (Слайд 5)
Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных)
4. Рассказ воспитателя
- Почему же эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. (Слайд 6) Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят, ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.
Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода.
А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
5.Физминутка (Слайд 7)
Упражнение «Отгадай и присядь»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
(проводится под фонограмму веселой музыки.)
6. Упражнение «Закончи предложения». (Слайд 8)
Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.
Воробей маленький, а аист...
Ворона большая, а синица...
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки...
У дятла клюв длинный, а у снегиря...
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
7. Речевое упражнение «Скажи ласково».
Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв - остренький клювик
Тонкие лапы – тоненькие лапки
Длинная шея – длинненькая шейка
Белая грудь – беленькая грудка
Черное крыло – черненькое крылышко
8. Дидактическая игра «Назови птенцов»
У утки – утята,
У гуся – гусята,
У аиста – аистята,
У грача – грачата,
У скворца– скворчата,
У журавля – журавлята,
У кукушки – кукушата.
10. Итог занятия
Заключительная часть
Воспитатель:
- О ком мы сегодня говорили?
- Что есть только у птиц?
- Как одним словом назвать птиц, которые улетают осенью, а прилетают к нам весной?
- Какие перелетные птицы вам запомнились?
- Как надо относиться к птицам?
- Скажите, какое задание для вас было легким?
- Какое задание было трудным?
- Что понравилось, что нет?