НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Александрова Е.В. Формирование познавательной активности дошкольников посредством использования метода проектов

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


В связи с ФГОС ДО постепенно традиционные методы обучения и воспитания сменяются более эффективными инновационными технологиями, направленными на совершенствование всей системы образования. Одной из такой технологией, позволяющей объединить всех участников образовательного процесса в ДОУ: педагогов – родителей – детей - является метод проектирования. Считаю, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
В нашей группе мы реализовали несколько долгосрочных и краткосрочных проектов: «Огород в Простоквашино», «Весенние ноты природы», «Новогодняя сказка с Машей и медведем», «Тайны летней полянки», «Перелетные и зимующие птицы», «Волшебные блоки Дьенеша» и многие другие. Реализация этих проектов позволила детям освоить способы сбора информации, повысить познавательную активность партнёрские отношения, инициативность.
Главный тезис современного метода проектов: «Все что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить».
Одним из последних наших проектов был проект «В гостях у хозяйки русской избы». Данный проект связан с дефицитом культуры и духовности, который негативно влияет на развитие личности, что отражается в поведении, нравственности. Нигилистическое отношение к ценностям искусства, к традициям народа. И одной из основных задач по духовно - нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Целью данного проекта стало приобщение дошкольников к традициям народной культуры через предметы быта русской традиционной избы.
Для достижения этой цели мы ставили следующие задачи:
1.       Создать условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте и мудрости русского народа, убранства избы;
2.       Дать детям знания о русской избе – символе истории, народа, её красоте, пользе и значимости для человека;
3.       Пополнить словарный запас новыми словами и словосочетаниями: «ухват», «половики», «прялка», «чугунок», «самовар - глава стола», «печь-кормилица», и. т. д.;
4.       Развитие интереса к прошлому своего народа, к его особенностям и традициям;
5.       Развивать эмоциональную отзывчивость у детей через ознакомление с произведениями изобразительного искусства, со стихами, песнями, хороводами о русской избе;
6.       Формировать положительное взаимоотношение со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности по созданию предметов быта русской избы;
7.       Формирование взаимопомощи, взаимовыручки, создание благоприятной атмосферы во время деятельности;
8.       Привлечь родителей к созданию мини-музея «Наша русская изба».
На первом этапе реализации проекта нами был составлен план деятельности с детьми, подобран информационный материал о русской избе, сделана презентация, подобраны стихи, песни, хороводы.
Во время непосредственной образовательной деятельности мы изучали русскую избу, внешнее оформление изб и внутреннюю обстановку.
Мы настолько увлеклись данной темой, что обратились к родителям нашей группы помочь нам создать мини-музей «Наша русская изба». Так в нашем музее появились различные утвари старины: чугунок, самовар, лапти, печь, игрушки. Дети рассказывали об экспонатах, принесенных ими в музей. Таким образом, продолжалась работа по развитию речи наших дошкольников. Они учились составлять рассказы.
В процессе изобразительной деятельности мы с детьми закрепляли знания о символах того времени, вероисповедания, особенностях интерьера. В процессе музыкальной деятельности, которая проводилась как в музыкальном зале, так и на улице, дети знакомились с песнями, хороводами о русской избе, об обычаях встречи гостей, гостеприимстве. В процессе разучивания русских народных песен внимание детей обращалось на присутствие в тексте ласковых слов: ставенки, избушечка, хозяюшка. Тем самым выражается любовь к образам, воспетым нардом. Обогащался и словарь детей. Решались задачи певческой деятельности. При разучивании хороводных движений, обращали особое внимание на осанку. У детей воспитывалось и эстетическое чувство. Почти все дети эмоционально откликались на музыкальный материал. Пели и танцевали с удовольствием.
Обобщающий этап включал в себя два интересных мероприятия. Это праздник русской избы и презентация мини-музея детям подготовительной к школе группе «Лучики».
Праздник вызвал много положительных эмоций у детей. В гостях в избе встречались разные сказочные герои: домовой, лиса, волк, медведь и сама хозяйка русской избы. Дети пели, танцевали, отгадывали загадки, с гордостью демонстрировали свои знания об убранстве русской избы.
На презентацию мини-музея пригласили детей из группы «Умнички». Дети группы - «Любознайки» выступили в роли экскурсоводов. Конечно, это были очень коротенькие рассказы, и выступали не все дети, но такая встреча останется в памяти надолго. Дети эмоционально восприняли данный опыт, что родители не смогли это не заметить. Дети-экскурсоводы выросли в собственных глазах, а некоторым слушателям тоже захотелось выступать. Надеемся, что в следующий раз рассказчиков будет больше. Приглашенные дети были очень заинтересованы и задавали много интересных вопросов.
Результаты проекта
1.       Дошкольники получили новые знания о культуре своего народа, об особенностях жилья в то время, какие предметы используются сегодня, как они модифицировались, а какие предметы исчезли.
2.       Обогатили свою речь словами: «Чугунок», «лапти», «ставни», «ухват».
3.       Закрепили и сформировали понимание словосочетаний «Родина – мать», «Отечество – дом родной и.т.д.
4.       Создали мини-музей «Наша русская изба»
5.       Получили эмоциональные впечатления, влияющие на духовно – нравственное развитие.
6.       Способствовали развитию самостоятельности, творчества, инициативы и сообразительности.
Реализация данного проекта обеспечило возможность познакомиться с ролью русской избы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и прийти к выводу, как жили люди на Руси. В процессе реализации проекта были созданы условия для формирования у детей таких личностных качеств, как коммуникабельность, доброжелательность, сопереживание. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников. Благодаря проведенной работе, наши дети могут осознанно общаться на тему русской избы, о том какую роль она играла в жизни людей и в истории культуры. Мудрость передается через поколения.
Подводя вывод использования метода проектов в методической работе можно сказать, что он позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей, социум. Также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
2019