Элиозашвили К.Г. Метод «социальных историй» как эффективное средство обучения связному высказыванию детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Библиографическое описание: Элиозашвили К.Г. Метод «социальных историй» как эффективное средство обучения связному высказыванию детей с тяжелыми речевыми нарушениями // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
В логопедической работе связная речь является ключевой и одной из самых сложных задач развития речи. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности. Часто бывают ситуации, когда прошла вся работа над всеми компонентами речи, и лексика, и грамматика в порядке, и над звукопроизношением поработали. И вреде бы все по отдельности у ребенка хорошо, тем не менее, связной, плавной речи так и нет. И тогда мы вынуждены искать специальные педагогические, логопедические инструменты, для того чтобы все-таки она появилась.
В настоящее время современный специалист, работающий в образовательных учреждениях, работающий в инклюзивных образовательных учреждениях, должен быть многофункционален, широкопрофильным. Грамотный микс методик, подходов, приемов в логопедической работе – это необходимость и залог успеха современного логопеда. Специалист не должен бояться миксовать, не должен бояться совмещать разные подходы и методики. Необходимо смешивать технологии, и только тогда есть шанс стать действительно современным, успешным специалистом.
Метод «социальных историй» был изобретен Кэролом Грейем в 1991 году, для обучения социальным навыкам детей с аутистическими и иными расстройствами и имеющих проблемы понимания социальных ситуаций, их эмоционального контекста, но можно использовать в адаптивном варианте для детей, которые имеют речевые нарушения.
Дети нуждаются в эффективной методике, которая поможет привить детям социальные нормы желательного поведения. Для детей с расстройством аутистического спектра достаточно сложно понимание того, как нужно вести себя в тех или иных ситуациях, как могут реагировать другие люди на их поведение. Социальные истории являются описанием простых жизненных ситуаций, событий или деятельности с участием самого ребенка.
Поэтому такие короткие рассказы, в картинках очень интересны детям. Социальные истории – это рассказ, который, максимально персонифицирован, и вот именно в этом и заключается основная мысль и то, почему необходимо брать этот метод для работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), но и для детей с нарушениями речи и в целом для логопедической работы.
Известно, что дети с речевыми нарушениями испытывают коммуникативные проблемы, конечно, это коммуникативные проблемы не могут сравниться по сложности и степени выраженности с теми проблемами, которые испытывают дети с РАС. Тем не менее, мы понимаем, что наши дети с сохранным интеллектом часто критичны к своему дефекту. И поэтому, как следствие у них появляется и коммуникативные и психологические проблемы. Потому что, дети начинают стесняться, зажиматься, испытывать коммуникативные трудности в кругу своих сверстников, в общении со взрослыми. Тогда, мы будем прорабатывать не только речевые проблемы, но и психологические, коммуникативные проблемы.
У детей с речевыми нарушениями часто снижена мотивация к занятиям, поэтому нужны эффективные мотивационные инструменты. Дети попадают в систему коррекции достаточно на долго, и ребенок постоянно находиться в этом процессе. Постепенно, мотивация к занятиям у ребенка может снижаться. Каждый ребенок в этом мире индивидуален, каждый обладает своим опытом и представлением о жизни. От того, какие правила, привычки, предпочтения усвоит ребёнок, зависит его социальная история. Детям интересней рассказывать о себе, нежели о каких - либо отвлеченных персонажей, например: в книжках, или о куклах, животных и так далее. Идея в том, что социальная история — это повод обсудить ситуацию, в ней немало открытых вопросов. У детей есть возможность на мозговой штурм, на проявление и отстаивание собственной точки зрения, шанс на дискуссию друг с другом, с педагогами, родителями. Для того чтобы, ребенок мог рассказать о героях из картинки или придумать, какой – либо сюжет, даже высоко норматипичный, даже с хорошо развитой речью ребенок затрудняется с заданием. Он не знает, что ответить, это сложные задания. Но когда мы спрашиваем у ребенка: - А что ты делал в эти выходные? Ребенок начинает с удовольствием рассказывать. Это именно тот ключевой момент, который мы и используем. Именно поэтому стоит выбрать метод «социальных историй». Максимальная персонификация историй – мощный мотиватор. Именно на этом делаем основную ставку.
Кроме того, еще один плюс данной методики. В ней может организоваться хорошая и правильная работа с родителями. Родители играют огромную роль в формировании представлений о мире своего ребенка. Поскольку семья очень активно подключается. Для того, чтобы составить рассказ о ребенке, необходимо собрать данные. Расспросить у родителей, что любит ребенок? Какие в семье есть традиции, устои? О чем мы можем говорить? Опираясь на обиход семьи на их традиции, мы можем составлять интересные «социальные истории». Совместная деятельность ребенка и родителей, тоже важный момент. Это прекрасное время препровождения. Родителям некогда общаться с детьми, а это прекрасный повод.
Создание социальных историй может существенно помочь в формировании многих навыков и умений детей. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Формирование основ безопасного поведения, овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи.
Библиографический список
1. Денисова Г.В. Социальное взаимодействие детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2015. – № 4.
2. Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР // Логопед. – 2017. – № 2.
3. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2020. - 192 с.